23 ноября 2022
Синдром отличника: путь к успеху или саморазрушению?

Мастер-класс прошел для студентов 2-го курса Елабужского института КФУ

В рамках образовательного интенсива «Студент-студенту» 22 ноября 2022 года студентами 3-го курса отделения математики и естественных наук Зариповой.Е.Ф., Тепляковом И.А., Хайруллиной И.А. под руководством доцента кафедры психологии Минахметовой А.З. был проведен мастер-класс для студентов 2-го курса.

Мастер-класс был направлен на поиск ответа на вопрос «Что же такое синдром отличника? Это хорошо или плохо?».

«Синдром отличника» – это стремление быть лучшим всегда и во всем, стремление добиться успеха, быть быстрее-выше-сильнее, не отставать от сверстников и т.д. Исследователи считают, что «синдром отличника» это одно из проявлений социально-ориентированного перфекционизма. На протяжении многих лет люди страдают этим, даже не подозревая, что он у них есть. Как показывает практика, проецировать на современных детей такие установки неправильно и, более того, опасно. Они только повышают тревожность и никак не мотивируют. На подсознательном уровне у них формируется мысль - если хорошо учиться в школе, приносить домой пятерки, избегать долгов и прогулов, то счастливое будущее обеспечено. Но ведь это не всегда так!

В рамках мастер-класса студенты группы е0211, ориентируясь на собственный опыт, подготовили доклад на данную тему и продемонстрировали его в презентации. Совместно со студентами 2-го курса обсудили актуальность выбранной проблемы, привели собственные примеры, определили «положительное» и «отрицательное» влияние синдрома на формирование и развитие личности. Рассмотрены примеры из жизни студентов, как влияет «синдром отличника» на эмоциональное состояние человека.

В конце мастер-класса студенты показали психологические техники, направленные на профилактику проявления синдрома: «Научись говорить НЕТ», «Повысь свою самооценку», «Разреши себе ошибаться», «Измени подход к учёбе» и др.

Студенты 3-го курса доказали, что «синдром отличника» - реальная проблема человека, которую надо направить в конструктивное русло для успешного дальнейшего роста.

Источник информации: Зарипова Е.Ф., студентка е0211гр., Минахметова А.З., доцент кафедры психологии Елабужского института КФУ