21 октября 2022
Здоровьесберегающие технологии в образовании – миф или реальность?

Вопрос обсудили на форуме «Территория детства: современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования»

19-20 октября 2022 г. в Елабужском институте КФУ прошел V всероссийский форум работников дошкольного образования «Территория детства: современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования». В рамках форума было организовано 6 секционных залов.

Сессионный зал 5 был посвящен вопросам здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных практиках. Модераторами зала являлись Нуриева Алеся Радиевна, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института Казанского федерального университета и Лобанова Лейсан Ринатовна, главный специалист по дошкольному образованию МКУ «Отдел образования» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

Спикеры зала освещали актуальные вопросы дошкольного образования на сегодняшний день.

Дудина Елена Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории структурного подразделения детский сад «Школа Рыцарей и Принцесс» МАОУ «СОШ № 44» г. Пермь, затронула актуальную на сегодняшний день тему: «Свобода и дисциплина в Монтессори группе», основные свободы, предоставленные ребенку в Монтессори-группе: свобода передвижения по помещению; свобода выбора материала; свобода выбора места работы; свобода выбора момента начала работы и ее продолжительности, а также числа повторений упражнений; свобода выбора партнера. Дисциплина с точки зрения Монтессори-педагогики — это активность, которую регулирует сам ребенок, в рамках которой он самостоятельно выбирает, что делать, а не повинуется внешним руководствам взрослого. Именно такая внутренняя дисциплина и есть — «обратная сторона свободы».

Малозёмова Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории физической культуры Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург начала свое выступление с «Формирования готовности будущих педагогов к деятельность по здоровьесбережению дошкольников». Компонент здоровьесбережения является ключевым в профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, поскольку сфера сбережения здоровья охватывает большой комплекс сформированных умений и навыков: продуктивная организация процесса здоровьесбережения; знание медико-психологических аспектов сбережения здоровья дошкольников; умение использовать актуальные критерии для диагностики состояния здоровья ребенка; умение проектировать и прогнозировать результаты здоровьесберегательной деятельности; внедрение 7 программ по сбережению здоровья дошкольника с учетом их индивидуальных особенностей.

Исмаилова Наиля Иркиновна, старший преподаватель кафедры психологии Елабужского института Казанского федерального университета, г.Елабуга, Республики Татарстан - «Нейропсихологическое сопровождение дошкольников». Исаилова Наиля профессионально осветила тему. Она обратила внимание что, многие события в жизни ребёнка – в настоящем и будущем, - зависят от того, насколько мы понимаем законы, по которым работает его мозг, и в какой степени сумеем наше понимание использовать во благо ребёнка. Базовая нейропсихологическая технология — это максимально результативный метод замещающего онтогенеза - открытие, позволяющее осуществить полноценное нейропсихологическое сопровождение детей. В связи с этим, необходимо внедрять такие технологии как профилактические и развивающие, а также с целью коррекции или компенсации проблем у детей.

Шириазданова Лениза Рустамовна, лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года – 2022» воспитатель по обучению татарскому языку МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №57 «Соловушка» г.Альметьевска, Республики Татарстан - Шириазданова Лениза акцентировала внимание на «Анимационной педагогике как средство всестороннего развития ребенка» показала, как создаются мультфильмы самими детьми. Зрители секции так же поучаствовали в создании мультфильмов.

Шлюгина Надежда Владимировна, лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года – 2022», воспитатель МБДОУ «Детский сад №9» города Агрыз, Агрызского муниципального района Республики Татарстан - «Конструктивные формы взаимодействия с родителями. Секрет успеха». Шлюгина Надежда содержательно наполнила тему взаимодействия с родителями и показала на практическом опыте каким образом можно встроить работу с родителями дошкольников.

Малыгина Наталья Михайловна, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2022», музыкальный руководитель, МАДОУ «Синеглазка», г.Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ –«МьюзикУм 5D - настрой на творчество». Малыгина Наталья в своем выступлении акцентировала внимание на познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.

Лобановская Мария Раисовна, лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года – 2022», воспитатель МБДОУ Детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида Елабужского муниципального района, РТ - Лобановская Мария актуализировала тему «Театр ощущений как метод сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста». Уучастники секции принимали участие в театрализованной постановке «Мишка в лесу».

Токарева Нина Николаевна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида п.г.т. Уруссу» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан - «Как скучное сделать интересным. Использование камешков Марблс в коррекционной работе с дошкольниками». Участники секции под руководством Токоревой Нины Николаевны занимались с камушками Марблс.

Источник информации: Нуриева Алеся, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования