11 октября 2022
ЕГЭ по истории: обзор изменений в КИМ 2022/2023

КИМ ЕГЭ по истории в 2023 году, как и прежде, построены на основе историко-культурного стандарта.

Разработчики КИМ ЕГЭ по истории в 2023 году при отборе содержания и составлении заданий руководствовались следующими принципами: значимость проверяемых фактов, отражение различных аспектов истории (экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры); особое внимание уделено проверке знаний истории материальной и духовной культуры (7, 15, 16) и истории Великой Отечественной войны (8, 17); пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами; обязательное включение элементов содержания по всеобщей истории (2, 21).

Следует обратить внимание на ключевые изменения в КИМ ЕГЭ по истории 2023 года в сравнении с КИМ 2022 года:

  1. Число заданий увеличено с 19 до 21.
  2. Увеличен максимальный первичный балл (с 38 до 42 баллов).
  3. Внесены уточнения в критерии оценивания ответов на задания 18 и 19.
  4. Увеличено время на выполнение заданий с 3 часов до 3 часов 30 минут.

Разберем наиболее принципиальные изменения более подробно.

В первой части КИМ добавилось одно задание (8): работа с изображениями, относящимися к истории Великой Отечественной войны (в демо-версии ЕГЭ 2023 это плакат, относящийся к 1945 году о чем можно судить по тому, что на нем сказано «Дошли до Берлина», а произошло это в 1945 году). По этой причине задания 8-11 КИМ 2022 в КИМ 2023 имеют нумерацию 9-12 (само содержание этих заданий и критерии их оценивания остались практически неизменными).

Во второй части КИМ также добавилось одно задание (20). Оно проверяет умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений (сравнение исторических событий, процессов, явлений). В демо-версии КИМ 2023 года это задание сформулировано в следующем виде: «Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера».

Внесено уточняющее дополнение в формулировку задания 18 (по нумерации КИМ 2022 это было 17 задание): добавлена формулировка, что данное задание проверяет способность устанавливать причинно-следственные связи.

Внесено дополнение в критерий оценивания задания 19 (по нумерации КИМ 2022 это было 18 задание): «Если в ответе наряду с требуемым количеством элементов приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, являющиеся ошибочными, то при оценивании действует следующее правило: если среди дополнительных элементов ошибочными являются два или более, то за ответ выставляется 0 баллов; – если среди дополнительных элементов ошибочным является один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям).

Внесено дополнение в критерий оценивания задания 19 (по нумерации КИМ 2022 – 18 задание): «Элемент 2 ответа (факт) может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной».

В обоих случаях обучающийся предостерегается от принципа: «чем больше вариантов ответа напишу, тем лучше».


Решить все новые типы заданий, а также разобраться с традиционными заданиями Вам помогут на курсах по подготовке к ЕГЭ по истории в Центре развития компетенций UNIVERSUM+!

 

Источник информации: ЦРК UNIVERSUM+ А.Н. Валиахметов