28 сентября 2022
В Елабужском институте КФУ состоялся семинар "Академическая резильентность как новый дидактический принцип: факторы формирования и условия эффективности"

Об образовательном феномене рассказал Леонид Райхельгауз

В Елабужском институте КФУ состоялся семинар «Академическая резильентность как новый дидактический принцип: факторы формирования и условия эффективности» Леонида Райхельгауза. Леонид Борисович – доцент кафедры уравнений в частных производных и теории вероятностей Воронежского государственного университета и кафедры математического анализа, теории и методики обучения математики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского – в последние годы занимается исследованиями феномена академической резильентности.

«Многолетний опыт работы со школьниками и со студентами убедил меня в том, что для достижения образовательного результата важен не столько высокий, а сколько устойчивый результат. Эти наблюдения побудили меня обратить свое внимание к проблеме академической резильентности, которую я изучаю в рамках учебы в докторантуре Ярославского государственного педагогического университета», - начал свое выступление спикер, переходя к обсуждению основного вопроса семинара – академической резильентности.

Леонид Райхельгауз рассказал об истории происхождения самого термина «резильентность», который берет свое начало в науке о природе – физике, а уже позже становится предметом для исследований в гуманитарных науках – психологии и педагогике.

«На основании существующих исследований PISA и ВШЭ мы пришли к выводу, что резильентность – это способность преодолевать трудности и достигать относительно высоких образовательных результатов», - продолжал рассказ об исследованиях феномена ученый.

Из опыта работы, который обсуждал Леонид Борисович, становилось понятно, что одной из основных задач нового дидактического принципа является понимание учебы не как борьбы с трудностями, а в качестве генератора любопытства, средства получения радости от процесса образования. Для этого ученика необходимо научить самостоятельности познания, потому что любой интерес рождается внутри человека. И его должно быть ровно столько, чтобы было комфортно осваивать новые знания.

«Мы ребенка развиваем так, чтобы он захотел развиваться сам. Ведь человек развивается, решая задачи, а маленькие успехи в образовании дарят радость от процесса обучения», - обратился к образовательному результату как сущности академической резильентности Леонид Райхельгауз.

Продолжая разговор о новом дидактическом принципе, академической резильентности, ученый продемонстрировал практические результаты работы, на основе которых представил закономерности, факторы и собственное понимание термина.

В заключение семинара, отвечая на многочисленные вопросы, Леонид Борисович поделился, как он, кандидат физико-математических наук, пришел к изучению педагогики.

И в преддверии дня учителя Леонид Борисович поблагодарил своих учителей и наставников:

«Я хочу выразить глубокую благодарность всем своим наставникам за вклад в моё становление как учёного – математика и педагога.

Как математик я принадлежу Воронежской математической школе. И я говорю искреннее спасибо моему школьному учителю математики Галине Николаевне Волковой, профессору (к сожалению, уже покойному) Борису Николаевичу Садовскому, профессору Андрею Владимировичу Глушко, профессору Льву Николаевичу Ляхову и моему преподавателю Ларисе Николаевне Барковой. У них я учился в школьные и студенческие годы и продолжаю учиться по сей день.

Как педагог я формируюсь благодаря моему сотрудничеству с неподражаемыми в своем профессионализме преподавателями и профессорами Ярославского государственного педагогического университета. Я бесконечно благодарен учёному и человеку с большой буквы – ректору ЯГПУ профессору Михаилу Вадимовичу Груздеву – за то, что он «увидел» меня и поддержал моё развитие. И, конечно же, я от всей души благодарю моего блистательного научного консультанта – профессора Ирину Юрьевну Тарханову – за её бесценные помощь и советы в ходе моей работы над докторской диссертацией.

И в заключение я хочу поблагодарить всех моих наставников за их высочайшие морально-нравственные качества. Благодаря общению с ними я понял, как важно воспитанное во мне ещё моими родителями правило всегда быть и оставаться достойным и благородным человеком.

Спасибо вам всем, дорогие мои учителя и наставники!»

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ