О том, как складывались отношения между Мариной Цветаевой и Максимилианом Волошиным, рассказал доктор филологических наук Олег Клинг
Сегодня в рамках проведения X Международных Цветаевских чтений «Милые спутники, делившие с нами ночлег…», ХХ Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» и Международного Литературного фестиваля имени М.А. Волошина, посвящённых 130-летию М.И. Цветаевой и 145-летию М.А. Волошина, состоялась первая публичная лекция. Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории литературы МГУ, писатель и лауреат ХI Литературной премии им. М.И. Цветаевой (2022 г.) Олег Клинг выступил в том числе перед преподавателями и студентами Елабужского института КФУ.
Спикер начал прочтение доклада о творческих и дружеских отношениях между Мариной Цветаевой и Максимилианом Волошиным с обозначения ключевого предмета для исследования – очерка «Живое и живом».
«Это уникальное и гениальное произведение, потому что Цветаева известна как поэт, но она еще огромный прозаик, причем не только такого мемуарного плана. Ее перу принадлежат блестящие прозаические произведения, например, «Черт» и ряд других. Она сумела создать в этом очерке отчасти невозможное. Волошин очень яркая и живая личность. О нем даже не скажешь противоречивая, это синтетическая личность. В нем все было гармонично. Обозначив название, она поставила высокую планку. И перед нами, действительно, живой поэт во всем его многообразии».
Олег Алексеевич подробно рассказал о первой встрече писателей, плавно переросшей в крепкую дружбу – в доказательство профессор приводил цитаты из известного прозаического произведения. Особое внимание спикер отвел повествованию о творческом становлении Цветаевой, на которое в определенной степени повлиял Максимилиан Волошин: он оказался одним из первых, кто откликнулся на сборник «Вечерний альбом», ввел Цветаеву в круг своих друзей и в свое литературное окружение. Марина Ивановна воодушевлялась при общении на многие произведения и на трансформацию формы и содержания. Как отметил Клинг, именно Волошин стал тем другом для поэтессы, который умел вернуть ей душевное спокойствие после нелестных рецензий (например, Брюсова).