20 мая 2022
"Воспитательная траектория младшего школьника: новые формы воспитательных практик"

В Елабужском институте прошла Всероссийская научно-практическая конференция

Традиционно воспитание является социокультурным феноменом, в связи с чем оно должно отвечать вызовам времени, в котором мы живем, в котором живет наше общество и человечество в целом. И от того, насколько адекватно понимают этот вызов и особенности современной эпохи все, кто отвечает за воспитание подрастающих поколений, зависит, очень будущее.

Сейчас современное российское общество сталкивается с серьезными вызовами. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным, не только в педагогическом, но и социальном плане.

Учитывая данные реалии, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования в своей образовательной деятельности уделяет особое внимание воспитательным аспектам. В данном русле кафедрой в смешанном формате прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательная траектория младшего школьника: новые формы воспитательных практик».

Цель конференции состоит в актуализации проблем духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания младших школьников как фактора противостояния современным социальным вызовам. Она собрала более 130 участников из многих регионов Российской Федерации: Екатеринбурга, Воронежа, Кирова, Первомайска, Ульяновска, Московской, Нижегородской, Самарской областей, Республики Чувашии, Удмуртии, Башкортостана. Республику Татарстан представляли педагоги из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Чистополя, Елабуги, Мамадышского, Актанышского и Тукаевского райнов. Следует отметить, что интерес к данной конференции проявили и преподаватели инновационного колледжа «Мурас» (г. Ош, Республика Киргизия), они активно включались в обсуждение, отмечали важность поднимаемой темы.

В пленарном зале с содержательными докладами выступили профессор, доктор педагогических наук ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», член проблемного совета по экологическому образованию Президиума Российской академии образования, член Общественной Палаты Государственной Думы при Правительстве Свердловской области (г.Екатеринбург) Людмила Моисеева; исполняющий обязанности заведующего кафедрой дошкольного образования, кандидат педагогических наук, доцент БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (г.Чебоксары) Ольга Малова, директор МБОУ «Пушкинский лицей №78 Гульнара Гарипова, директор Камскополянской школы Нижнекамского муниципального района, учитель начальных классов из сельской школы Самарской области Надежда Мичурина.

О приоритетах духовно-нравственного и патриотического воспитания в реалиях современных вызовов рассказала доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Розалия Миннуллина. В своем докладе доцент КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» Людмила Матвеева отметила, что качество образования – это не качество обучения. Образование предполагает, прежде всего, воспитание, развитие личности, её социализацию. Воспитательный процесс в школе подчинён формированию интеллектуально-развитой, духовно-богатой творческой личности, поэтому важным условием качественного образования является создание системы воспитательной работы с классом.

Далее работа продолжилась в секциях: «Современные технологии организации воспитательного процесса в условиях современных вызовов» (модераторы - доцент Газизова Ф.С., Мухамадиева А.Г., методист по начальному образованию Нижнекамского муниципального района РеспубликаТатарстан), «Взаимодействие с семьей как средство формирования школьников» (модераторы - доценты Миннуллина Р.Ф., Еремеева О.А.), «Возможности информационно-коммуникационных технологий в организации воспитательного процесса для детей с ОВЗ» (модераторы - доцент Галич Т.Н., старший преподаватель Нуриева А.Р.).

В своем отзыве учитель начальных классов Куликова Наталья Максимовна (г.Ульяновск) отметила: «У одного человека есть яблоко и у другого человека есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи. Поэтому такие конференции помогают разнообразить воспитательную деятельность учителя, было много актуальной и интересной информации».

Подводя итоги конференции заведующий кафедрой Фарида Газизова подчеркнула, что необходимо привлекать внимание педагогов к теме качественных изменений в системе духовно-нравственного воспитания: переосмысления педагогических принципов, изменения способов обучения и организационных форм работы, позволяющих создавать педагогические условия для глубокого формирования ценностно-смысловой сферы личности. В связи с этим всех участников конференции пригласили на курсы повышения квалификации, которые проходят на базе Елабужского института КФУ.

Участники конференции обсудили широкий круг вопросов по организации воспитательной деятельности, патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поделились опытом, тенденциями развития данного направления. В представленных докладах нашли отражение вопросы, связанные с направлениями, формами и методами реализации воспитательной работы в образовательных организациях, психолого-педагогическим сопровождением участников образовательного процесса, подготовкой кадров для обеспечения и организации воспитательной работы.

Источник информации: Татьяна Галич, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Елабуского института КФУ