30 апреля 2022
ЕГЭ по истории: разбор заданий (8-й выпуск)

В предыдущей публикации мы рассмотрели особенности выполнения задания №16 в котором проверяются знания учащихся по истории Великой Отечественной войны. Данной теме следует уделить особое внимание. Для успешного выполнения этого задания Вам понадобится не только знание собственно исторических фактов, но и те умения, о которых мы говорили в наших предыдущих публикациях (умение находить слова-маркеры, умение работать с текстом в целом).

В этой публикации мы продолжим рассмотрение заданий второй части ЕГЭ по истории (задания с развернутым ответом). Сегодня мы поговорим о задании 17. Оно проверяет умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание относится к высокому (т.е. третьему из трех) уровней сложности. Примерное время на выполнение этого задания – 15 минут. Максимум за него – 3 первичных балла.

В демо-версии ЕГЭ по истории 2022 года предлагается указать три последствия подписания Петром I указа о единонаследии в 1714 году. Подробнее с текстом источника, а также формулировками заданий Вы можете познакомиться на сайте ФИПИ.

Следует иметь ввиду, что в данном задании может быть материал по истории России от VIII до начала XXI века.

Здесь не может одной очевидной «выигрышной» стратегии – для успешного выполнения этого задания Вам потребуется знание всего кура отечественной истории в целом. С одной стороны, это задание может быть «итоговым» и практиковаться в его выполнении следует после прохождения всего курса в целом. Однако с другой стороны, Вы можете практиковаться в выполнении этого задания по мере прохождения курса. Второй подход представляется более целесообразным.

При выполнении этого задания следует избегать рассуждений общего характера, которые не соответствуют требованиям задания и быть максимально конкретным.

Следует учесть еще один важный нюанс. Исторические процессы, события и явления могут иметь и более трех последствий. Исходя из этого у сдающего экзамен может быть своеобразный соблазн написать более трех позиций в своем ответе в надежде, что хоть какие-то из них соответствуют правильному ответу. Однако, если среди этих позиций помимо трех правильных есть и неправильные ответы, то проверяющий может снизить общий балл за выполнение этого задания. Это значит, что «больше» не всегда «лучше». 

Помочь разобраться Вам в установлении причинно-следственных отношений и в других важных вопросах из отечественной истории могут преподаватели Института международных отношений на курсах по подготовке к ЕГЭ по истории в ЦРК UNIVERSUM+!

Источник информации: Альберт Валиахметов, направление