Для студентов Елабужского института состоялась открытая лекция
Годы Великой Отечественной войны, несмотря на огромные трудности, потери и невыносимые условия жизни, стали уникальным опытом для российской системы высшего образования.
Начавшаяся война прервала поступательное развитие учительского института.
«22 июня 1941 года радио в Елабуге не работало, елабужанам объявили о войне в 14.00 часов, к вечеру о страшном событии узнали все горожане. В первые дни войны тысячи граждан Татарской республики добровольно вступили в действующую армию. В их числе были преподаватели и студенты Елабужского учительского института. Ушли на фронт заместитель директора по учебной работе Виталий Михайлович Егоров, заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Фуад Шихович Аптикаев, преподаватели Николай Александрович Щербо, Камиль Султанович Абдразаков, Михаил Дмитриевич Орлов, Александр Николаевич Золотов. В последующие месяцы были мобилизованы ещё 9 преподавателей института», - начала свое выступление доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Гульнара Бурдина.
Несмотря на это, как отметила Гульнара Мансуровна, Елабужский учительский институт активно проводил работу по приёму на очное и заочное отделения абитуриентов на новый учебный год. Так как в сентябре студенты были задействованы в помощи колхозам на сельскохозяйственных работах, срок начала учебных занятий в вузах устанавливался с 1 октября, а в учебные планы включались обязательные занятия по военной подготовке.
В июле 1941 г. в Елабугу стали прибывать первые группы учёных Ленинградского государственного университета, которые уже к сентябрю подготовили математико-механические, физические, химические, биологические лаборатории к научным исследованиям. Филиал ЛГУ занял третий этаж здания. Возглавлял филиал, проректор ЛГУ по научной работе профессор Виктор Амазаспович Амбарцумян.
5 сентября 1942 г. в Елабугу прибыли преподаватели и студенты Воронежского государственного университета, которые заняли первый этаж здания института.
Приехавшие в Елабугу учёные активно включились в учебный процесс учительского института. Математику вел академик Владимир Иванович Смирнов, древнюю историю читал профессор Сергей Иванович Ковалев, историю СССР преподавал профессор Владимир Васильевич Мавродин, физику – академик Владимир Александрович Фок и профессор Виктор Амазаспович Амбарцумян; преподавали также член-корреспондент АН СССР Анатолий Васильевич Венедиктов, профессор Михаил Илларионович Артамонов, профессор Всеволод Васильевич Шаронов и другие. Такое сотрудничество оказалось исключительно плодотворным и для студентов и для преподавателей.
«Возникали трудности хозяйственного характера. Коридоры и уборные не отапливались, в классах были поставлены голландские печи, так как не работала центральная система отопления; отсутствовало постельное бельё, письменные принадлежности. Возникли новые непредвиденные расходы институт был обязан возить свои дрова в городскую баню для мытья студентов, возить на мельницу для размола зерно, иначе студенты не получали хлеба», - отметила Гульнара Мансуровна, развивая тему быта в годы Великой Отечественной войны.
Несмотря на тяжелое положение преподавателей в учительском институте велась научно-исследовательская деятельность. На заседании Ученого Совета был принят план проведения научных исследований, большая часть которых посвящалась оборонной или военно-патриотической тематике. Учёные оказывали помощь промышленным предприятиям Елабуги и сельскому хозяйству в организации производства спичек, мыловарения, утилизации крови, повышения урожайности овощных культур.
«Годы Великой Отечественной войны яркой страницей были вписаны в историю Елабужского учительского института и всего российского высшего образования. Самоотверженный труд учёных, преподавателей, студентов стал важнейшей составляющей в достижении Победы. Елабужский учительский институт сделал всё возможное для выполнения своей главной задачи подготовки квалифицированных учительских кадров», - поставила точку в выступлении спикер.