20 апреля 2022
"Мультимедийному атласу" БЫТЬ!

Уникальный проект, направленный на активизацию читательского интереса и на формирование резильентного, грамотного читателя

В потоке быстроменяющихся современных реалий так сложно найти необходимую и распознать качественную информацию. Особенно сложно в информационном мире приходится юному читателю, у которого ещё слабо развито критическое мышление. Чтобы помочь разобраться в мире современной подростковой прозы, участниками Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета студенческого научного объединения «Творческая индивидуальность писателей, входящих в круг детского чтения (ТИП)» под руководством кандидатов филологических наук, доцентов Г.Н. Божковой и Н.Н. Шабалиной и при поддержке старосты (Мухамадеева Рушания) и участников объединения (Краснова Анастасия, Софронова Светлана, Ахметзянова Эльвина, Равилова Лилия) был разработан образовательный проект «Мультимедийный атлас».

Как и географический атлас, данный продукт - не просто набор карт, диаграмм или таблиц; это система аннотаций и буктрейлеров, органически связанных и дополняющих друг друга; система, обусловленная назначением атласа и особенностями его использования.

Актуальность определяется несколькими причинами:

  1. Усиленным интересом со стороны педагогов, психологов к новым, современным практикам чтения.

  2. «Мультимедийный атлас» будет способствовать решению проблемы детского чтения, которая сегодня переросла в проблему выбора, подбора нужной книги, поскольку детская (подростковая) проза в 21 веке переживает настоящий ренессанс.

  3. Атлас нацелен на поиск инструментов для привлечения детей и подростков к чтению, а также будет выступать в качестве навигатора в мире обновляющихся тем.

  4. «Мультимедийный атлас» будет полезен для учителей, которые часто не знают, что рекомендовать детям в качестве списка для летнего чтения, поскольку картина современной подростковой прозы чрезмерно пестра.

  5. Атлас будет нацелен на развитие резильентности и решение проблем хрупкости мышления посредством литературной педагогики. Поскольку героям-подросткам приходится решать проблемы разного характера, а в качестве копинга выступают дружба, любовь, семья, взаимовыручка.

Получается уникальный продукт, у которого пока нет аналогов, поэтому новизна не вызывает сомнений. В основу атласа легла технология буктрейлера, как наиболее эффективный способ работы с читательской аудиторией. Буктрейлер – это короткометражный ролик, главная задача которого побудить потенциального читателя к прочтению произведения, тем самым повышая у него интерес к чтению, помогая выбрать книгу, соответствующую интересу ученику.

Структура «Атласа» представляет собой особую «читательскую карту», в которой освещены лучшие произведения современных авторов. Каждое произведение сопровождается качественной аннотацией и qr-кодом на увлекательный и качественный (с позиций формы и содержания художественного текста) буктрейлер, созданный участниками СНО «ТИП». В создании буктрейлеров помощь оказала староста студенческого научного кружка «Lingvuaскоп» Равилова Лилия.

Для достижения цели работа проводилась согласно некоторым этапам:

1. Этап. Познавательные лекции для участников объединения и кружка об образовательном потенциале технологии буктрейлер и о специфических видах буктрейлеров. Осуществила Мухамадеева Рушания.

2. Этап. Совместно с руководителями СНО (Шабалиной Н.Н, Божковой Г.Н) осуществлён подбор контента для чтения подростков 7-9 классов, с учётом актуальных тем и интересов. Участники проекта опирались на уже проведённое исследование. Широкий возрастной диапазон связан со спецификой современной подростковой прозы, рассчитанной на разные уровни читателей.

3. Этап. Создание буктрейлеров и написание аннотаций к произведениям, по мотивам которых создана технология.

Список текстов для созания буктрейлеров:

4. Этап. Загрузка работ на сайт Елабужского института (https://kpfu.ru/elabuga/booktrailer). Осуществляет Краснова Анастасия.

Участникам проекта предстоит ещё дополнить атлас новыми буктрейлерами, завершить макет сайта и загрузить плоды своей работы на видеохостинг «RuTube».

Дальнейшая реализация предполагает рассылку «Мультимедийного атласа» учителям ОУ Республики Татарстан для апробации продукта и проведения эксперимента, с целью подтверждения гипотезы: «Мультимедийный атлас» способствует активизации читательского интереса во время летнего досугового чтения, а также формирует резильентного, грамотного читателя. Кроме того, мы надеемся, что проект позволит решить проблему поиска качественной современной прозы для рекомендации к прочтению подросткам и расширит читательские горизонты обучающихся.

В исследовании мы не демонстрируем итоговый результат, поскольку идея в стадии финальной доработки, но в качестве демонстрационного материала можем представить аналогичный буклет на материале буктрейлеров, размещённых на платформе «YouTube», разработанного старостой СНО «ТИП» Мухамадеевой Р.М.

Источник информации: Галина Божкова, доцент кафедры русского языка и литературы Елабужского института КФУ, Рушания Мухамадеева, староста студенческого научного объединения «Творческая индивидуальность писателей, вхо