Обучающиеся познакомились с применением на занятиях по изучению русского языка как иностранного фонетических игр
5 апреля состоялось очередное занятие в КдИС «О русском на русском интересно». Оно было тематическое – «Фонетические игры на занятиях по изучению русского языка как иностранного», целесообразность которых очень высока: они способствуют формированию понимания особенностей русской фонетической системы, важных в ходе освоения русской звучащей речи; развитию артикуляционных, орфоэпических и коммуникативных компетенций иностранных студентов. Причем на всех уровнях владения русским языком как иностранным: если на базовом (А) навыки устной речи формируются, то на среднем (В) и продвинутом (С) они развиваются и совершенствуются.
Концептуальная образовательная траектория «играя учиться – учиться играть» реализуется всегда. Поэтому студенты (как обучающиеся) на занятиях с одной стороны совершенствуют свои ЗУНы в области РКИ, с другой (как будущие специалисты, педагоги) – расширяют представления о возможностях организации современного урока/занятия, в частности, посредством игровых технологий. В рамках прошедшего занятия руководитель клуба Ю.Ю. Данилова целенаправленно акцентировала внимание студентов именно на лингводидактическом потенциале фонетических игр, на том, каким образом можно и нужно анализировать и корректировать полученные результаты, возможные неточности, ошибки (которые будут) своих учеников, при этом обязательно сохраняя доброжелательное отношение к аудитории и каждому ребенку в отдельности.
По традиции занятие началось с артикуляционной разминки и чистоговорок со стилусами. Уже после поиграли в игру «Хороший сигнал», в ходе которой было необходимо передать слово по цепочке без искажений по цепочке. Кстати, без «сбоев связи» дело не обошлось: загаданная словоформа «без игры» из пункта А в пункт В дошла как «лексика». Последующий разбор ситуации и транскрипция позволили выявить, что такое фонетическое искажение небезосновательно. Эта игра, надо сказать, очень понравилась студентам, некоторые из которых предложили ее повторить. Также студенты познакомились с игрой-разминкой «Острый слух», при помощи которой можно отрабатывать звуки, вызывающие затруднения у иностранных студентов – звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные и т.д. В этот раз студенты в словах пытались услышать и различить твердый и мягкий согласные звуки [т] и [т’]. Для «чистоты эксперимента» задание выполнялось с закрытыми глазами, а отвечали студенты невербально – при помощи разноцветных карточек. Отметим, что данные игры были подготовлены и проведены студенткой 5 РАО 9110 группы Лейли Абуловой, которая ведет научно-методологическое исследование в этом направлении и уже вскоре некоторые его результаты представит на защиту в июне членам ГАК.
Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложении. В этом смысле к месту пришлась игра «Перепутанные слова»: студентам необходимо было из набора букв составить слова. Данная и подобные ей игры полезны, поскольку способствуют развитию графической зоркости, фонематического слуха, орфографической грамотности, позволяют проводить коррекционную работу ЗУНов и повышать уровень компетенций обучающихся.
Всё было познавательно, интересно, местами весело. Но: слишком быстро пролетели полтора часа. Но: это ли не повод ждать следующую встречу и радоваться нашему общению и возможности узнать что-то новенькое и непременно интересное о русском на русском?!