01 апреля 2022
Семинар по истории повседневности

Ученые-историки Москвы, Оренбурга, Елабуги, Челябинска, Самары обсудили вопросы методологии проблемы, особенностей изучения повседневной жизни детей

Традиционный семинар, посвященный изучению вопросов истории повседневности, прошел в онлайн-формате на платформе Zoom 1 апреля 2022 г. Тема шестого семинара «Детская повседневность как предмет научного исследования». Ученые историки Москвы, Оренбурга, Елабуги, Челябинска, Самары обсудили вопросы методологии проблемы, особенностей изучения повседневной жизни детей, источниковую базу исследований детской повседневности, предметную сферу детской повседневности (игрушки, детская одежда, детская мебель и пр.). Семинар был представлен двумя секциями: «История досоветской России» и «История советской России».

Исследовательская тема профессора кафедры всеобщей и отечественный истории Инги Масловой была посвящена игре как сфере детской повседневности в купеческих семьях в России XIX – начала ХХ в. Инга Владимировна подчеркнула: «В играх детей из купеческих семей сочетались как крестьянские (народные) традиции, так и дворянские (чтение, логические игры). Свидетельством последнего было то, что ребенок в семье купца имел собственный мир с игрушками, посудой, одеждой, играми, особый «детский» распорядок дня. Родители в купеческих семьях осознавали обучающий, воспитывающий и оздоровительный потенциал игры».

Разиля Жилкибаева выступила с докладом на тему «Дореволюционный учитель глазами учащихся (на материалах Вятской губернии)», в котором на основе воспоминаний учащихся реконструировала исторический образ учителя, подчеркнув его положительные черты и характеристики, которые считались недостатками.

Доцент Ирина Крапоткина выступила в секции «История советской России» с докладом «Повседневная жизнь беспризорников Детского городка «Новый мир» (20 – 30-е годы XX в.)», рассказала об экстремальной повседневности, в которой оказались дети, получившие приют в здании Елабужского института. Ирина Евгеньевна отметила, что «несмотря на те трудности, с которыми пришлось столкнуться педагогическому коллективу, беспризорные дети получили дом, их приобщили к труду и дали образование, помогли обрести моральную стойкость».

Источник информации: профессор Инга Маслова, доцент Ирина Крапоткина