В рамках первого юбилея Центра изучения Индии 22 марта состоялось очередное собрание Разговорного клуба с символичной темой «Женщины Востока: анализ общественно-политической активности (на примере Индии и Пакистана)». В продолжение женской тематики марта в этот же день состоялась и презентация переиздания учебного пособия по спецкурсу «Женщины-мусульманки Индии: религиозный и гендерный аспекты».
С приветственного обращения в разгар индийского весеннего праздника красок Холи начала заседание клуба Мратхузина Гузель Фердинандовна – директор Центра изучения Индии Института международных отношений. Ведущей круглого стола и специалистом по данной проблематике выступила студентка подгруппы хинди Калинина Татьяна Николаевна.
Перед аудиторией клуба была поставлена главная проблема заявленной темы – Положение женщин в странах Востока, а конкретнее региона Южной Азии, в частности современных Индии Пакистана, которое остается дискуссионным, так как повсеместно говорится о равноправии женщин, а реалии часто показывают обратное.
Рассуждения публики свелись к тому, что положение и степень свободы женщины во многом зависят от того, к какому слою общества и к какой религиозной общине она принадлежит. В высших слоях общества, особенно в религиозной традиции, предназначение женщины по-прежнему видится только в замужестве и материнстве. В последнее время предметом острых общественных дебатов стало положение женщины, которое часто либо игнорируются или рассматриваются как однородная группа с общим набором интересов. Сосредоточение внимания на женщинах позволит осветить способы религиозной идентичности в пересечении с другими индивидуальными проявлениями, включая класс в социальной стратификации, статус, региональную принадлежность и половую роль.
Коллеги пришли к выводу, что современные женщины Востока в наше время многого добились, особенно по сравнению с эпохами, когда их статус в обществе был крайне низким. Но в действительности они должны еще пройти долгий и полный препятствий путь, к достижению полной свободы. Хотя женщинам Индии и Пакистана еще очень далеко до достижений западных феминисток, но всё же с помощью социальных реформаторов общество постепенно начало признавать истинный потенциал женщин. В результате начали разрушаться прежние барьеры, и индийская женщина, в том числе и женщина-мусульманка, получила достойное место в обществе.
Состоялась демонстрация сюжетов документального и художественного кино с последующим обсуждением параллелей женских образов, воплощенных на экране и существующих в реальной жизни.
Выступление участников было закончено на высокой ноте строками гимна индийской женщине великого Рабиндраната Тагора ...
Ты не только творение бога, не земли порожденье ты, –
Созидает тебя мужчина из душевной своей красоты.
Для тебя поэты, о женщина, дорогой соткали наряд,
Золотые нити метафор на одежде твоей горят.
Живописцы твой облик женский обессмертили на холсте
В небывалом еще величье, в удивительной чистоте.
Сколько всяческих благовоний, красок в дар тебе принесли,
Сколько жемчуга из пучины, сколько золота из земли.
Сколько нежных цветов оборвано для тебя в весенние дни,
Сколько истреблено букашек, чтоб окрасить твои ступни.
В этих сари и покрывалах, свой застенчивый пряча взгляд,
Сразу ты недоступней стала и таинственнее стократ.
По-иному в огне желаний засияли твои черты.
Существо ты – наполовину, полувоображение ты.