17 февраля 2022
Мастер-класс "Деструктивное влияние музыкальных композиций на психическое здоровье"

Встреча прошла с обучающимися «Университетской» школы

15 февраля 2022 года в Университетской школе под руководством старшего преподавателя кафедры психологии Исмаиловой Н.И. студенты 4 курса Хабибуллин Ильназ и Сайбель Владислав провели мастер-класс «Деструктивное влияние музыкальных композиций на психическое здоровье». Участниками мастер-класса стали обучающиеся 5Б класса.

Организаторы мастер-класса считают, что популярные музыкальные композиции лишены культурных традиций и диссонируют духовным и нравственным потребностям человека. Многие песни не соответствуют словесно-музыкальному искусству, приводят к регрессу нравственности, в итоге разрушая регуляцию и саморегуляцию работы мозга, души и духа.

Доктор медицинских наук, специалист в области психиатрии А. М. Карпов провёл анализ ряда музыкальных композиций российских исполнителей, где отметил примитивизацию содержания текстов и выявил в них следующие психопатологические симптомы: дурашливость, пуэрилизм; множественное идентификационное расстройство личности.

Н.И. Исмаилова провела интент-анализ текста нескольких песен, которые являются хитами радио и телетрансляций. Поёт мужчина: «Закрыты двери, но я ломлюсь. Я полон веры и не сломлюсь. Ведь это всё её влияние, вли-влияние. Всё её влияние, вли-влияние. Всё её влияние, вли-влияние. Всё её влияние…». Из текста видно, что молодой человек без собственных нравственных, интеллектуальных и волевых ресурсов, пропагандирует маниакальное упорство примитивной, проблемной личности. Слова следующей песни «Мало половин, мало, мало половин! Мало половин, мало, мало половин!» молодой женщины с тотальным отсутствием социально-духовных конструкций, где уровень бессмысленного повторения одних и тех же слов соответствует детсадовскому возрасту, снижает у слушателей способность критически воспринимать её творчество. Слова следующей песни не конгруэнтны ни по каким признакам, где форма выражения духа деструктивна. В словах указывается на разобщение интеллекта и поведения и пропагандируется стиль жизни без логики: «Не скули, не унывай. Шрёдингера мёртвый кот. Выстлана дорога в рай. Через твой стерильный рот!». «Я танцевала, мама кричала. Горько падала и вставала у барной стойки. Я колдовала, мама кричала мимо. Падала, приставала к тебе любимый» – в этом фрагменте песни слова являются иллюстрацией употребления психоактивных веществ пользователями, которые напились или накурились, вследствие чего у них произошла утрата адекватного поведения.

В науке деструктивное влияние музыкальных ритмов называют «синдром ритмического токсикоза», который воздействует на подкорковую область головного мозга и вызывает эмоциональные реакции негативного спектра, неконтролируемое насилие, утрату способности к сосредоточению, ослабление контроля над умственной деятельностью и волей, сверхвозбуждение, каталептическое состояние, превращающее личность в подобие зомби; депрессивное состояние, необузданные порывы к вандализму.

Для сохранения духовного здоровья необходимо знать, как простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией на нём отзывается. Задумываясь о сохранении психического здоровья молодого поколения, нужно учитывать тот факт, что словесно-музыкальное искусство повсеместно, его разнообразие не поддаётся счёту, а хозяева эфира не несут никакой ответственности перед слушателями. Поэтому в существующих условиях необходимо научиться распознавать деструктивные информационные воздействия, защищаться от них и избегать информационных ударов.

Участники мастер-класса рассказали, что слушают музыку по дороге из школы домой, при времяпровождении в социальных сетях, в транспорте, в свободное время. В плей-листах у них русский рэп Моргенштерна - беззаботного парня, живущего в своё удовольствие, наслаждающийся творчеством, деньгами и вниманием; рэпер Скриптонит (Адиль Жалелов) - исполнитель мрачной музыки в сочетании с текстом о смысле жизни; Lizer - депрессивный певец суицидального творчества; Rocket – исполнитель, транслирующий о развлечениях с красивыми девочками, классных вечеринках и экспериментах с запрещёнными веществами.

Многие обучающиеся рассказали, что мастер-класс им понравился оригинальностью содержания, техникой распознавания деструктивного воздействия. Но также отмечали, что их привлекает в музыкальных композициях обилие нецензурных слов и ненормативная лексика, которые кажутся странными и неприемлемы в речи подростка и её неудобно и стыдно произносить публично, но слушать в песнях допустимо.

Современные музыкальные композиции разрушительны для психики детей, обогащают внутренний мир ребёнка негативными переживаниями, не передают будущему поколению духовные ценности.

Источник информации: Наиля Исмаилова, старший преподаватель кафедры психологии Елабужского института КФУ