12 февраля 2022
Состоялась Итоговая конференция преподавателей кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

Встреча прошла с привлечением педагогов дошкольного образования

На сегодняшний день дошкольные образовательные организации посещают более 99 процентов детей страны в возрасте от трёх до семи лет и более 96 процентов детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет.

Общее количество воспитанников в возрасте от двух месяцев до семи лет и старше составляет порядка 7,2 млн. детей. На территории Российской Федерации работает более 46 тысяч организаций, которые реализуют образовательные программы дошкольного образования и осуществляют присмотр и уход за детьми.

За прошедший 2021 год в Татарстане построили 13 детских садов, рассчитанных в общей сложности на 2,4 тыс. мест.

Анализ  современной  ситуации  в  образовании  свидетельствует о том, что дошкольному образованию нужны педагоги, нацеленные на решение задач повышения качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста (включая детей с ограниченными возможностями здоровья).

В связи с этим были определены темы докладов преподавателей кафедры теории и методики дошкольного и начального образования.

Доцент Газизова Ф.С. выступила по теме: «Использование опыта детских мини - кванториумов для развития речи у дошкольников».

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. В настоящее время приоритетной задачей образовательной деятельности с воспитанниками является развитие инженерно-технического мышления, формирование конструктивно-модельных, креативных способностей детей. Занимаясь в «мини-кванториуме», юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с общим устройством авто- и аэромодели, с основами его конструкции, изучают принципы работы двигателя и других механизмов.

Доцент Галич Т.Н. в своем выступлении «Профориентационные пробы по робототехнике и 3D- Моделированию в условиях мини- кванториумов» отметила, что в настоящее время растет актуальность вопросов, связанных с модернизацией инженерного образования в России. Формируется благоприятная среда для развития инновационного направления технического творчества — робототехники и 3D-моделирования. Идея развития творческих способностей и совершенствование технической подготовки подрастающего поколения приобретает государственное значение. Использование робототехнических конструкторов, 3D позволяют формировать ИКТ-компетентность обучающихся, что является одним из основных компонентов программы формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Доцент Миннуллина Р.Ф. в докладе «Развитие алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста в условиях STEAM- образования» обратила внимание на то, что в современном детском саду STEAM-образование становиться важным элементом в системе образовательного процесса, обеспечивающим интеграцию образовательных областей и разнообразных видов детской деятельности. Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач.

Старший преподаватель Нуриева А.Р. свое выступление посвятила проблемам начального образования «Организация работы по развитию технического творчества у учащихся начальных классов средствами STEAM- образования». STEАM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей младших школьников с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Использование STEАM- образование в начальной школе способствует созданию модели мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно-технического творчества и интеллектуальной активности младших школьников, вариативности содержания образовательного процесса в классе, дает возможность проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности  определенных в ФГОС НОО.

Доцент Еремеева О.А.  рассказала о специфике создания поликультурной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОО, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь

Старший преподаватель Хабибуллина Е.Я. обратила внимание на вопрос о профессиональном росте и профессиональном совершенствовании педагога. Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов. В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОО. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. И определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации образовательной деятельности в ДОО.

Старший преподаватель Новикова Т.В. продемонстрировала презентацию по использованию информационно-коммуникационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста. В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к педагогам ДОО в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Старший преподаватель, руководитель дошкольной образовательной организации Ямбулатова Л.И. выступила по вопросу тайм менеджмента педагогов и руководителей дошкольных организаций. Тайм-менеджмент - это искусство управления временем. А для того чтобы правильно использовать время, нужно определить ресурсы, которыми мы располагаем. Тайм-менеджмент базируется на трех китах: целеполагание, стимулирование и планирование. Даже опытным педагогам хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Именно поэтому молодых специалистов практически с первых недель работы в ДОО необходимо знакомить с техниками управления собственным временем. Сделав тайм-менеджмент элементом системы методической работы с молодыми специалистами, ДОО решит ряд профессионально важных задач: выполнение работы с меньшими затратами в лучших условиях с более качественными результатами.

Старший преподаватель, ведущий специалист Управления образования г. Нижнекамска Мухамадиева А.Г. поделилась опытом методического сопровождения профессионального становления молодого учителя начальных классов. Современный педагог начального образования, наряду с глубокими теоретическими знаниями по методике преподавание предметов, должен быть в курсе актуальных научных исследований, ориентироваться в педагогических инновациях, уметь внедрять в образовательный процесс современные технологии обучения и воспитания, обеспечивающие качество и эффективность образования подрастающего поколения, эффективно функционировать в пространстве современного образования и науки.

Все представленные доклады сопровождались презентацией, вопросами и комментариями.

Источник информации: Розалия Миннуллина, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ