09 февраля 2022
Наука для школы: презентация СНК "LINGUAСКОП" и мастер-класс "Мир текстов, мир в текстах" учащимся Университетской школы

Мероприятие состоялось в рамках празднования Дня российской науки

8 февраля 2022 года членами студенческого научного кружка «LINGUAСКОП» и его научным руководителем к.ф.н. доц. кафедры русского языка и литературы Ю.Ю. Даниловой была проведена встреча с учащимися 11-го класса Университетской школы.

В качестве презентации СНК «LC» был продемонстрирован видеоролик, в котором говорилось о том, что человек живет в мире самых разнообразных текстов, что и сам человек становится, образно говоря, текстом, поскольку является носителем информации: не случайно, один из самых кратких и емких постулатов современной лингвистики звучит как «язык в человеке, человек в языке».

Старшеклассники узнали о перспективах научной деятельности в период студенчества, познакомились со спецификой научных интересов презентуемого объединения, а также получили представление о разнице между подходом к изучению языка в школе и вузе благодаря рассказу Юлии Юрьевны о научных парадигмах и направлениях лингвистики. Иллюстрацией к тому, чем сегодня живёт и дышит языкознание в рамках современных направлений, стал мастер-класс «Мир текстов, мир в текстах», подготовленный на основе материалов собственных научных исследований студентов отделения филологии и истории.

Под лингвистическим микроскопом были рассмотрены разные тексты: линейные и нелинейные (поликодовые, креолизованные) – те, с которыми учащие в школе не сталкиваются, с целью показать, что мир текстов необычайно широк, что в тексте находит преломление сам мир (в лингвистике используется термин «картина мира). Отсюда и название мастер-класса.

Студентка 4-го курса Лилия Равилова в своем докладе «Зооморфный код в «Русском альбоме» Бориса Гребенщикова» (тема НИ «Этнолингвокультурные коды в индивидуально-авторской картине мира: на материале «Русского альбома» Бориса Гребенщикова») рассказала, что лингвистическому анализу могут быть подвергнуты не только линейные тексты привычной для учащихся школы классической литературы, но и тексты песен современных исполнителей, в частности, рок-поэзия. На примере текста песни БГ «Ласточка» продемонстрировала, каким может быть лингвоанализ с учетом этнокультурного контекста, какие глубинные смыслы открываются, если принимать во внимание экстралингвистические факторы.

Далее основные положения своего доклада «Нелинейный текст в современном интернет-дискурсе» озвучила студентка 5-го курса Крестина Верина (тема НИ «Феномен клиповости языкового сознания в современном лингвосоциуме: комплексный анализ нелинейного текста»). Она подчеркнула разнообразие видов нелинейных текстов в современном лингвосоциуме, выделила их дифференциальные признаки и объяснила специфику взаимодействия и взаимообусловленности вербальных и невербальных компонентов таких видов креолизованного текста, как мемы, демотиваторы и интернет-цитаты.

Особый отклик у аудитории вызвал доклад студентки 4-го курса Анастасии Морозовой «Перманентный рисунок на теле как поликодовый текст» (тема НИ «Перманентный рисунок на теле как разновидность поликодового текста: прагматический и лингвокогнитивный аспект»). Работа с аудиторией была построена на основе интерактивного метода обучения: старшеклассники попробовали себя в роли исследователей, стараясь считать информацию, заложенную в вербально-невербальных знаках, и сделать совместные выводы о потенциале перманентного рисунка как средстве трансляции информации.

Нашлось время и на обратную связь: небольшое анкетирование, проведённое в заключении, показало, что встреча была интересной и познавательной для подавляющего большинства учащихся.

Студенты тоже нашли опыт выступления перед учащимися школы важным и полезным. Своими впечатлениями поделилась староста научного кружка «LINGUAСКОП» Лилия Равилова: «Замечательно, что мы можем постараться донести до ребят, которым скоро предстоит стать студентами, насколько интересной может быть научно-исследовательская деятельность в вузе. А для меня эта встреча была важна как для студента педагогического направления: очень радостно было замечать интерес во взглядах старшеклассников и говорить с ними о том, что любимо мной – о слове, тексте, современной лингвистике, культуре и глубинах русского рок-н-ролла».

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ