26 января 2022 г. в рамках основного направления работы итоговой научно-практической конференции Елабужского института КФУ «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса» состоялось заседание секции «Актуальные проблемы изучения физики в условиях быстро меняющихся технологий и цифрового мира». На секции были заслушаны и обсуждены доклады преподавателей кафедры физики, которые представили результаты своих научных исследований, связанных с использованием инновационных технологий в процессе преподавания физики и смежных дисциплин.
Доцент кафедры Александр Дерягин посвятил свое выступление актуальной проблеме реализации лабораторного практикума по физике в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение. Им проведен анализ и апробация существующих электронных симуляторов, позволяющих провести компьютерное моделирование лабораторных работ, а также сделан обоснованный выбор в пользу программы Multisim 12.0.
Выступление доцента кафедры Загира Латипова было посвящено использованию визуализации учебного материала средствами цифровых технологий при обучении решению задач по физике. В докладе был представлен и проанализирован опыт совместной со студентами разработки gif анимаций для визуализации содержания базовых задач по разделу «оптика». Предполагается, что включение обучающихся в такую работу позволит улучшить формирование навыков решения физических задач.
Старший преподаватель Магамед Самедов представил результаты по изучению воздействия объектов современной теплоэнергетики на окружающую среду. Им проведена систематизация самых негативных экологических воздействий теплоэнергетики по видам и классам опасности. Описаны перспективы постепенного перехода человечества на альтернативные источники энергии.
Старший преподаватель Илмир Сахабиев в своем выступлении рассмотрел проблемы профессиональной деятельности учителя астрономии при переходе на дистанционное и смешанное обучение. Им выделены проблемы мотивационного характера со стороны обучающихся. Так, если в 6-8 классах интерес к астрономическим явлениям и устройству Вселенной достаточно высок, то к старшим классам интерес к астрономии как второстепенному предмету значительно снижается, ввиду необходимости подготовки к ЕГЭ, не содержащему заданий по астрономии. Обозначен и круг проблем содержательного характера, таких, как быстрый рост объема информации, ее метапредметности, а также огромный поток ложных и недостоверных сведений, поступающих из СМИ.
Выступление доцента Виктора Шурыгина было посвящено анализу существующих в настоящее время электронных средств проведения и обработки результатов педагогических экспериментов. В частности, им продемонстрированы возможности и преимущества использования для этих целей существующей в большинстве вузов России системы управления обучением Moodle. Кроме того, продемонстрированы возможности сервиса Mentimeter по созданию интерактивных презентаций, содержащих опросы для получения быстрой обратной связи на занятиях, во время семинаров, докладов, мастер классов и т.п.
Все представленные доклады вызвали живой интерес и бурное обсуждение.