18 января 2022
ЕГЭ по истории: разбор заданий (6-й выпуск)

ЕГЭ по истории: разбор заданий (6-й выпуск).Продолжаем разбор заданий Единого государственного экзамена по истории.

В предыдущей публикации мы рассмотрели особенности выполнения заданий №12-13 – работа с письменным историческим источником. Мы выяснили, что для выполнения этого задания Вам понадобится не только знание фактологической базы (даты, понятия, персоналии), но и способность находить в тексте слова маркеры (они помогают определить эпоху, событие, явление или историческую личность).

В этой публикации мы продолжим рассмотрение заданий второй части ЕГЭ по истории (задания с развернутым ответом). Сегодня в фокусе нашего внимания задания 14 и 15. Это связанные друг с другом задания, которые предполагают анализ изображений. В соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта они проверяют прежде всего знание фактов истории культуры. Это задание является комплексным еще и потому, что от ученика могут потребоваться знания по политической, социальной и экономической истории. Задания 14-15 относятся к повышенному (т.е. ко второму из трех) уровню сложности. Изображения могут отражать любой из периодов отечественной истории (с VIII до начала XXI века). Примерное время на выполнения каждого из заданий – по 10 минут. Максимум за каждое из них можно получить по 2 первичных балла. 

В демо-версии ЕГЭ по истории 2022 года предложена марка с изображением М.Н.Тухачевского и четыре здания (Административно-жилое здание у Красных Ворот – одна из семи «сталинских высоток» в Москве; Мавзолей В.И.Ленина в Москве; Казанский собор в Санкт-Петербурге; Дом правительства Российской Федерации в Москве). Подробнее с текстом источника, а также формулировками заданий Вы можете познакомиться на сайте ФИПИ.

Первая и самая очевидная рекомендация при подготовке к выполнению этих заданий – составить таблицу с памятниками культуры (прежде всего – историческими зданиями). В этой таблице следует указать название здания (исторического памятника), архитектора, время создания, правителя/эпоху. Помимо этого, можно также указать и повод/причину для создания этого здания (исторического памятника) и некоторые интересные факты о нем.

Для успешного выполнения этого задания очень важно умение извлечь из предлагаемых источников всю доступную информацию (в данном случае – это годы жизни М.Н.Тухачевского – 1893-1937).

Третье – как и в случае с выполнением задания по исторической карте от ученика требуется знание исторической географии (если Вы знаете, где располагаются российские города, изображены на марке, то сможете аргументированно предположить, что крупные боевые действия велись в районе этих городов только в годы Гражданской войны в России).

Подведем итоги: для кого-то история представляет собой набор разрозненных фактов, которые нужно просто «зазубрить» - этакие камни лежащие сами по себе. Однако если проявить гибкость мышления, научиться устанавливать связи между отдельными фактами и формулировать верные ассоциации, то Вы сможете выстроить из этих «камней» любую конструкцию.  

Вашим надежным помощником в этом деле могут стать преподаватели Института международных отношений на курсах по подготовке к ЕГЭ по истории в ЦРК UNIVERSUM+!

Источник информации: Центр развития компетенций UNIVERSUM + ИМО