16 декабря 2021
Как преодолевать школьную дезадаптацию?

Занятие в рамках деятельности Школы молодого учителя провела старший преподаватель кафедры психологии Наиля Исмаилова

15 декабря 2021 года в «Университетской» школе состоялось занятие для учителей на тему «Нейропсихологических подход к трудностям обучения». Изучение трудностей обучения у детей является предметом пристального изучения психологов и педагогов. Несмотря на обилие исследований и методических разработок, вопрос остаётся дискуссионным до сих пор и рост интереса к нему не снижается.

Одной из комплексных базовых проблем в школе является неуспеваемость обучающихся. «Довольно часто дети, которые не проявляют признаков аномального развития и характеризуются учителями как находящиеся на уровне среднестатистической нормы, тем не менее, испытывают трудности в обучении. Способы улучшения качества знаний, умений и навыков обучающегося в виде увеличения объёма занятий по предметам, в которых обучающийся показывает наименьшую успеваемость, прибегание к услугам репетиторов, далеко не всегда приводят к желаемым положительным результатам. В итоге мы видим неудовлетворительные отметки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу), трудности в общении с учителями и сверстниками, нарушение эмоционально-волевой сферы и, как следствие, школьную дезадаптацию» - подчеркнула спикер.

Возможность выявления причин трудностей обучения появилась благодаря открытию ученого-нейропсихолога А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга, о чем и прошел разговор в рамках открытой лекции.

Функции первого блока мозга (энергетического или блока регуляции тонуса и бодрствования) являются фоновыми, т. е. сопровождают выполнение любой деятельности человека. Обучающиеся, имеющие нарушения первого блока, отличаются повышенной утомляемостью, истощаемостью, быстро устают и испытывают трудности при занятии каким-либо одним видом деятельности. Нельзя сказать, что у этих детей особенно страдает какая-либо психическая функция. Но частые проблемы с вниманием, просьбы со ссылкой на то, что он в это время подумал о другом и просит повторить, чего от него хотят, могут привести к неуспеху в любом виде деятельности. Письменную речь такого обучающегося называют «как курица лапой», часто разобрать почерк иногда не может даже он сам. В тетрадях присутствует грязь, поля и строчки не соблюдаются, а буквы и цифры «пляшут» в разные стороны.

Второй функциональный блок мозга называется блок приема, переработки и хранения информации (оперативный блок). Его функции связаны с анализаторами: зрительным (я вижу), слуховым (я слышу), кожно-тактильным (я осязаю). При нарушениях ребёнок затрудняется опознавать картинки или реальные предметы, плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука и сопоставить с предметом, который его издает. Также у ребёнка искажено представление о собственном теле, нарушена координация движений, замедлено развитие мелкой и крупной моторики.

Третий блок мозга (программирования, регуляции и контроля психической деятельности) организует сознательную и целенаправленную психическую активность человека, отвечает за мотив, программу действий, достижение целей, контроль за выполнением действий. При нарушениях этого блока дети игнорируют общие нормы поведения и правила и отвлекаются на любой стимул, поэтому они могут встать из-за парты во время занятий и ходить в классе, играть в свою собственную игру, прерывать соседа, забыть поднять руку, прежде чем что-то сказать в классе. На нейропсихологическом языке это называется «полевое поведение». Таких детей трудно увлечь, они проявляют безразличие ко всякому роду деятельности и склонны «пересчитывать ворон за окном».

Проведенное занятие пополнило знания учителей о нейропсихологическом подходе к трудностям обучения, дало понимание проблемных зон первопричины трудностей с позиции развития головного мозга.

Источник информации: Наиля Исмаилова, старший преподаватель кафедры психологии Елабужского института КФУ