13 декабря 2021
ЕГЭ по истории: разбор заданий (5-й выпуск)

В предыдущей публикации мы отметили, что задания на работу с исторической картой являются одними из самых сложных в ЕГЭ по истории: это комплексное задание, для выполнения которого Вам потребуются картографические и географические знания, умения и навыки, а также знание исторических фактов.

В этой публикации мы перейдем к рассмотрению заданий второй части ЕГЭ по истории (задания с развернутым ответом) и для начала рассмотрим особенности выполнения заданий №12-13 – работа с письменным историческим источником. При выполнении этого задания от выпускника требуется установить автора текста, время и место его создания, а также извлечь требуемую информацию опираясь на имеющиеся исторические знания. В этих заданиях ученику может встретиться исторический источник из любого периода отечественной истории (VIII – XXI века). Задание №12 имеет повышенный (т.е. второй из трех) уровень сложности. Примерное время выполнения этого задания: 10 минут. Максимум за него можно получить 2 первичных балла. Задание №13 имеет базовый (т.е. первый из трех) уровень сложности. Примерное время выполнения этого задания: 15 минут. Максимум за него можно получить 2 первичных балла.

В демо-версии ЕГЭ по истории 2022 года предложен фрагмент послания Ивана IV. Подробнее с текстом источника, а также формулировками заданий Вы можете познакомиться на сайте ФИПИ.

Некоторые исторические источники настолько известны, что уже после первого прочтения текста Вы, без дополнительных логических операций, а только лишь обращаясь к своей памяти, сможете назвать и автора, и время и обстоятельства создания документа. Однако гораздо чаще Вам может встретиться незнакомый исторический источник, но при этом поддающийся атрибуции.

Поэтому, при выполнении этого задания рекомендуем Вам воспользоваться методом, о котором мы писали в одной из предыдущих публикаций: найти в тексте исторического источника слова-маркеры. Так можно назвать слова, которые непосредственно указывают на конкретную эпоху или событие.

Найдем и разберем слова-маркеры в предложенном варианте задания:

1) В формулировке задания есть словосочетание «из послания российского монарха». Монархия просуществовала в России до 1917 года. Знание этого факта позволяет нам ограничить верхнюю границу хронологических рамок именно 1917 годом.

2) «Победа над Казанью». Данное словосочетание говорит не о какой-либо битве под городом, а о том, что целью захвата была именно Казань. Самый известный факт о «победе над Казанью», который относится к истории России до 1917 года - это взятие Казани войсками Ивана IV в 1552 году. Автор послания (судя по тексту документа) современник и участник этих событий. Уже эта информация позволяет нам сделать вывод, что упомянутый в формулировке задания российский монарх – это Иван IV.

3) «Сильвестр, Алексей Адашев». Пожалуй, это самые известные из упомянутых в тексте документа исторических деятелей. Это современники Ивана IV. Знание этого факта позволяет сделать предположение об авторе документа и об исторической эпохе.

4) «Переписка». Это слово является скорее неочевидным маркером. Однако, если мы свяжем его с понятиями «монарх», «царь» и т.п., то в нашем сознании сработают ассоциативные связи и выстроится следующая цепочка: переписка кого из русских монархов у нас на слуху и известна нам (как факт) в наибольшей степени. «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским» - это устоявшееся словосочетание, которое попутно позволяет нам установить «бывшего сподвижника» автора послания.

Подведем итоги и повторим уже ранее сказанное:

Этими и многими другими технологиями успешного выполнения заданий ЕГЭ по истории можно овладеть на курсах по подготовке к ЕГЭ по истории в ЦРК UNIVERSUM+!

 

Источник информации: Альберт Валиахметов, ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ