06 декабря 2021
От "Ступени познания" - в большую науку!

Мероприятие состоялось в «Университетской» школе

В условиях социально-экономической жизни современного общества повышается потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, с творческим подходом находить решение проблем. В связи с этим сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов главное место занимает учебная исследовательская деятельность. На этапе обучения в начальной школе необходимо формировать у учащихся способность активно реагировать на новизну и сложность меняющегося мира, развивать у учащихся активное познавательное отношение к действительности, поэтому гимназическая научно-практическая конференция учащихся «Ступени познания» ежегодно проводимая гимназией №76 г. Набережные Челны стала одним из значимых образовательных событий Закамского региона. Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования достаточно плотно сотрудничает с начальной школой гимназии.

В рамках данного сотрудничества в прошлом учебном году учитель высшей категории Климина Маргарита Юрьевна вместе со своими учениками, которые очень успешно занимаются исследовательской деятельностью продемонстрировали в «Университетской» школе ЕИ КФУ ряд мастер – классов: «Невидимость: фантастика или реальность?», «Это наша планета Земля. Кто, если не мы?» и т.д.

На данный момент преподаватели кафедры: доцент Миннуллина Р.Ф., доцент Галич Т.Н., доцент Еремеева О.А., старший преподаватель Нуриева А.Р. под руководством заведующего кафедрой доцента Газизовой Ф.С., были приглашены для работы в жюри на III гимназическую научно-практическая конференция учащихся младших классов «Ступени познания».

Знаменательно то, что в состав жюри в этом году входили магистры и выпускники кафедры ТиМДиНО. Жюри прослушало и проанализировало на 6 секциях интереснейшие доклады учащихся по своим исследовательским проектам, тематика которых поражает своим разнообразием, например: «Развитие эко-туризма в Татарстане», «Значение снегового покрова на Земле», «Как возникает радуга?», «Почему шишка закрывается и раскрывается?» и т.д.

Юные исследователи продемонстрировали, что исследовательская работа позволяет им познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире.

Следовательно, такая активная форма деятельности, как исследовательская деятельность, позволяет, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками.

Таким образом, исследовательская деятельность будет способствовать не только формированию и развитию знаний и умений младших школьников, но и будет влиять на развитие личностных качеств, способностей и склонностей учащихся.

В целом, в процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.

Источник информации: Галич Т.Н., доцент кафедры ТиМДиНО