27 ноября 2021
Преподаватели Елабужского института выступили на Международной научно-практической онлайн-конференции

Выступающие в своих докладах затронули проблемы дошкольного образования

В рамках реализации научно-технической программы «Научные основы модернизации системы образования и науки», посвященной 30-летию Независимости Республики Казахстан, на базе Казахского национального женского педагогического университета состоялась международная научно-практическая онлайн-конференция «Современное дошкольное образование: трансформация, векторы развития»

Преподаватели кафедры теории и методики дошкольного и начального образования выступили по основным проблемам дошкольного образования

В работе конференции приняли участие 164 человека из Великобритании, Турции, Германии, Казахстана, Украины, Татарстана и других регионов России. С приветственным словом к участникам конференции обратились ректор Казахского национального женского педагогического университета Қанай Гулмира, директор РГУ РК «Республиканский центр «Дошкольное детство» Министерство образования и науки Республики Казахстан Адамова Манара, профессор Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева Жиенбаева Сайра.

Работа конференции продолжилась в пяти секциях.

В первой секции «Современный образ детства и векторы развития дошкольного образования» выступила доцент Розалия Миннуллина с докладом «Возможности использования игровой деятельности в процессе речевого развития детей дошкольного возраста». Спикер проанализировала результаты своего исследования по уровню речевого развития детей в полилингвальном образовательном пространстве, которое проходило на базе экспериментальных дошкольных учреждений. Изучение речевого развития дошкольников осуществлялось в двух планах игры: в сюжетно-ролевых отношениях и в отношениях по поводу игры. Было выявлено, что на долю сюжетно-ролевых отношений приходилось больше высказываний, чем на долю отношений по поводу игры. Обнаружилось также, что в сюжетно-ролевых отношениях и в отношениях по поводу игры актуализировались разные речевые функции: в сюжетно-ролевых отношениях речь ролевая и комментирующая, в отношениях по поводу игры - регулирующая: оценивающая, корректирующая и планирующая. Материалы исследования показали, что по форме речь детей в сюжетно-ролевой игре носила диалогический характер. Это, по мнению автора, определялось спецификой игрового общения, представляющего собой обмен репликами между играющими детьми по поводу игровой ситуации. Адекватным средством осуществления диалогического общения в сюжетно-ролевой игре являлась ситуативная речь.

Во второй секции «Социально-психологические механизмы успешной реализации дошкольного воспитания и обучения» выступила старший преподаватель Алеся Нуриева, которая выделила особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В своем докладе она проанализировала влияние психологических факторов на адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Результаты исследования свидетельствуют о различиях в сроках адаптации между мальчиками и девочками и наличии взаимосвязи между числом детей в семье и продолжительностью периода адаптации. На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов эмпирического исследования ею разработана трехступенчатая программа вхождения ребенка в социокультурную среду детского сада, направленная на оптимизацию адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации

На пятой секции «Педагогический менеджмент в условиях трансформации дошкольного воспитания и обучения» с докладами выступили доценты Галич Т.Н. и Газизова Ф.С. О педагогическом сопровождении развития профессиональных ориентаций педагогов дошкольного образования в условиях методического объединения рассказала Татьяна Галич. Она подчеркнула, что одним их важнейших направлений деятельности в условиях непрерывной модернизации в системе образования является развитие кадрового потенциала. Опыт творческой работы преподавателей Елабужского института и педагогов базовых дошкольных образовательных организаций позволил спроектировать модель методического сопровождения профессионального роста педагогов в условиях дошкольной образовательной организации. Модель содержит обязательные внутренние компоненты: - диагностика профессиональных затруднений; - целевые группы педагогов; - направления в обучении педагогов; - содержание обучения педагогов; - формы методического сопровождения; - результат.

В своем докладе «Профессиональные ценностные ориентации педагога дошкольной образовательной организации» Фарида Газизова представила опыт работы Елабужского института, в частности, сетевое взаимодействие с дошкольными образовательным организациями. В профессиональной деятельности у педагога формируется система ценностей и смыслов, благодаря которой происходит осознание нужности и значимости этой деятельности, как для социума, так и для самого педагога. Как отметила докладчик ценностные ориентации личности - это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс обязанностей в обществе. Далее она ознакомила с результатами эмпирического исследования особенностей ценностных ориентаций личности педагогов дошкольного образования в условиях модернизации образования, которое проводилось на базе детских садов Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Работа конференции продемонстрировала нестандартные подходы к решению профессиональных задач. Все участники выразили надежду на проведение следующей конференции в традиционном очном формате, поскольку «живое» общение и энергетика непосредственных творческих контактов не могут быть заменены даже «высокими» технологиями — при всем кажущимся удобстве и эргономии.

Источник информации: Фарида Газизова, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ