30 октября 2021
ЕГЭ по истории: разбор заданий (2-й выпуск)

В одной из наших прошлых публикаций мы выяснили, что в КИМах по истории практически не осталось легких заданий; что для успешной сдачи экзамена необходимо знание дат, событий, персоналий, понятий; что ориентация в историческом материале позволит Вам решить задания, ответы на которые Вы не знаете напрямую.

В этой публикации мы рассмотрим алгоритм выполнения задания №6 – анализ исторического источника (множественный выбор). С одной стороны, данное задание построено по типу тестового. Однако с другой стороны, оно требует не просто знания фактов, но и умения логически рассуждать.

В демо-версии ЕГЭ по истории 2022 года предложен фрагмент исторического источника и шесть вариантов ответа. В целях экономии места и времени мы не будем приводить текст этого документа и варианта ответов к нему. Со всем этим Вы можете познакомиться на сайте ФИПИ.

При выполнении этого задания мы исключим два крайних варианта: 1) мы знакомы с текстом этого документа и имеем ясное представление, когда он был создан, каким событиям он посвящен и т.п.; 2) нам ничего не понятно и поэтому мы расставим цифры «на удачу».

Итак, приступаем к выполнению задания, имея определенный исторический задел (знание фактов, дат, персоналий), но не будучи непосредственно знакомым с текстом документа.

Выполнение этого задания можно начать с поиска слов-маркеров. Так можно назвать слова, которые непосредственно указывают на конкретную эпоху или событие.

В данном тексте таких слов три. Разберем каждое из них:

1) Революции. Мы знаем, что в истории России было три революции: первая русская революция 1905-1907 годов, Февральская революция 1917 года, Октябрьская 1917 года. Так как речь идет о «завоеваниях революции», то речь вероятнее всего идет о событиях не ранее 1907 года. Из текста документа становится ясно, что Россия находится в состоянии войны. Русско-японская война 1904-1905 годов не подходит. Остается Первая мировая война 1914-1918 годов. В этом случае хронологические рамки сужаются до времени участия России в Первой мировой войне.

2) Сепаратный мир. Это понятие было актуальным в 1917-1918 годах. Причем из текста документа становится ясно, что мир еще не заключен. Следовательно хронологические рамки сужаются до весны 1918 года.

3) Генерал Корнилов. Пожалуй самый известный факт, связанный с его именем – это «Корниловское выступление», которое произошло в августе 1917 года.

         Помимо этого, в тексте можно выделить и другие, менее явные маркеры: «безответственные общественные организации», «разлагающее влияние на массу армии», «создать сильную власть и оздоровить тыл». Все это можно отнести к 1917 году.

         Все эти рассуждения позволяют нам исключить (как неправильный) вариант ответа №1: «описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.».

         Также путем логических рассуждений мы можем исключить из числа правильных ответов вариант ответа №2 «Правительство, о котором идет речь в телеграмме, называлось СНК». Мы знаем, что Совет народных комиссаров – это правительство, которое возникло в ходе Октябрьской революции. В свою очередь, Октябрьская революция случилась на два месяца позже выступления генерала Корнилова. Следовательно, на момент описываемых в телеграмме событий (где об активных действиях Корнилова говорится еще как о возможности) ни о каком СНК речи быть еще не могло.

Внимательное и вдумчивое прочтение текста документа позволит нам дать экспертизу на предмет истинности/ложности еще как минимум двух суждений в тексте. Автор телеграммы не был сторонником заключения сепаратного мира с Германией  (это следует из фразы «позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны») (вариант №3 - неверно). В данном случае, два ключевых слова, раскрывающих позицию автора: «позорный» и «ужасны». Автор телеграммы поддерживал действия генерала Корнилова: не преследовал «личных честолюбивых замыслов» и опирался на «сознание всей здоровой части общества и армии» (вариант №4 - верно).

Для оценки истинности/ложности двух оставшихся суждений (№5 Большевики поддерживали действия генерала Корнилова; №6 «Решительные действия» генерала Корнилова, которые были упомянуты в телеграмме, не были осуществлены) Вам потребуется знание конкретных исторических фактов.

         Подведем итоги:

Этими и многими другими технологиями успешного выполнения заданий ЕГЭ по истории можно овладеть на курсах по подготовке к ЕГЭ по истории в ЦРК UNIVERSUM+!

Источник информации: ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ