27 сентября 2021
В формате круглого стола состоялась беседа о непрерывном образовании педагога

Мероприятие прошло в рамках Махмутовских чтений

Сегодня в Елабужском институте КФУ в рамках «VIII Международных Махмутовских чтений» прошел круглый стол «Непрерывное образование: проблемы современности и пути решения». Его модераторами выступили доктор педагогических наук, профессор, главный редактор научно-теоретического журнала «Педагогика» Руслан Сахитович Бозиев и кандидат педагогических наук, доцент Владислав Львович Виноградов.

«Если человек приходит в сферу образования, желая стать учителем, он начинает работать над собой с момента поступления в педагогический вуз. А уже дальше, в процессе работы, он видит свои недостатки (в образовании ли, в культуре) и начинает их исправлять – это идеальный вариант. В действительности же непрерывное образование педагога связано с жесткими регламентами и необходимостью проходить повышение квалификации, становясь магистрами строго определенных вузов», - обозначил проблему круглого стола Руслан Бозиев.

В продолжение своей мысли он предложил схему непрерывного образования педагогов: школа – вуз – школа. И, на последнем этапе, сама школа, зная набор дефицитов учителя, отправляет педагога в Институт развития образования, и тогда образовательная программа повышения квалификации выстраивается не отчужденно от учителя, а помогает ему в проработке болезненных дефицитов. Но на этом процесс не заканчивается. Наличие эмпирических данных, понятие о дефицитах современного школьного педагога должно транслироваться и в вузы. Тогда человек, выбравший профессию учителя, будет готов к любым вызовам современности, а педагогические вузы будут готовы таких педагогов воспитывать, зная с чем сталкивается учитель. Этот замкнутый цикл и есть непрерывное профессиональное образование по мнению Руслана Бозиева.

Тему понимания непрерывности образования продолжил Владислав Виноградов: «На самом деле, у педагогов формально нет непрерывного образования, потому что по регламенту повышение квалификации происходит через определенный промежуток времени, следовательно, точнее будет называть такое образование дискретным. Я бы хотел обратить внимание на очень значимый, на мой взгляд, момент: непрерывное образование должно строиться не только при наличии специального института, но и при участии наставника».

Об актуальной проблеме современного совершенствования учителя сказала и Галия Льдокова, заведующая кафедрой психологии: «В рамках 72 часов образовательной программы только 16 отводится для предметного обучения, а в это время уложить аспекты практик, технологий, теории невозможно».

«Нормальное образование всегда непрерывно», - продолжил дискуссию профессор Евгений Белозерцев. В своем слове он подчеркнул, что главное в образовательном процессе – это человек, и говорил об этом в том числе Мирза Исмаилович Махмутов: «Он говорил о человеке. Он обращался к человеку, он заботился о людях в образовании. «Современный урок» он и написал потому, что там два главных человека: ученик и учитель, поэтому сегодня, если мы говорим об образовании, то в первую очередь мы должны говорить о человеке».

О важности внутренней мотивации к обучению сказал профессор Гасангуйсейн Ибрагимов: «Учитель должен совершенствовать самостоятельно, как мастер, - горизонтально, с учетом новых концепций, новых реалий и новых теорий. Тогда и решается проблема, когда педагог сам понимает, чего ему не хватает в современных реалиях».

Опытом профессионального развития в международной среде поделилась руководитель национального офиса Erasmus+ в России Ольга Олейникова. Она привела яркий пример непрерывного образования в Японии: «Каждый преподаватель проходит стажировку в какой-либо компании, занимающейся, в основном, сферой обслуживания. Например, школьный завуч может на полгода отправиться работать метродетелем в ресторан на полную ставку, имея высшее образования в совершенного другой сфере. И главное, что получает педагог в таком формате – это компетенции сферы обслуживания, которые так необходимы при студенто-центрированном обучении, потому что образование – это клиентоориентированная деятельность, а научить работать с клиентом можно только в сфере обслуживания».

В течение дальнейшей дискуссии спикеры отметили, что самые развитые системы образования, которые существуют сегодня, основаны на опыте советской и российской науки, а почерпнули эти знания представители Финляндии, Японии, США и других стран на научно-практических конференциях, сборники которых подробно изучались зарубежными коллегами.

Заключительное слово было предоставлено директору Елабужского института КФУ Елене Мерзон, которая отметила, что в Казанском федеральном университете есть хорошая традиция создания лабораторий, поэтому у Елабужского института, ориентированного на педагогическое образование, есть «Университетская» школа, в стенах которой реализуются современные концепции образования: «У наших студентов есть возможность работать, повышать свою квалификацию, начиная с университетской скамьи. И, мне кажется, за этим будущее. В том числе мы реализовываем проект «Ассистент учителя». Ассистент – это не студент, который приходит на практику в соответствии с учебным планом. Ассистент – это студент, который постоянно находится в школе, как минимум, два-три раза в неделю. За таким обучающимся закреплен свой класс и свой наставник. В нашей школе два кресла: одно – для учителя и второе – для ассистента. Это помогает сформировать отношение как к будущему учителю».

Все материалы и размышления круглого стола будут доступны для ознакомления в формате статей в научно-теоретическом журнале «Педагогика».

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ