Практико-ориентированный семинар "Экологическое пространство детства" собрал педагогов со всей России
Формат проведения семинара был смешанным, что позволило принять участие большему количеству заинтересованных участников. Более 102 педагогов из Москвы, Екатеринбурга, Республики Татарстан (Казань, Елабуга, Нижнекамск, Набережные Челны и др.), Республики Удмуртия (Можга, Ижевск), Республики Башкортостан (Уфа, Нефтекамск, Октябрьский) проявили желание принять участие в мероприятии.
Ведущим семинара выступила признанный ученый, специалист в области экологической педагогики, педагогики детства и экологического образования обучающихся, доктор педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета Людмила Моисеева.
Одна из самых актуальных глобальных проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество – это ухудшение экологии. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды. С какого же возраста нужно начинать приобщение ребенка к природе?
Людмила Владимировна провела исторический обзор отметив, что в настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребёнка. Так, Василий Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это с раннего детства.
«Необходимость экологического воспитания также обуславливается новыми условиями, в которых живут и развиваются современные дети. В связи с тем, что дети живут в информационной среде, они с большим успехом осваивают IT технологии, нежели дети предыдущих поколений, однако, вовлеченность в технологии обуславливает то, что современные дети мало времени проводят на природе, а следственно, запас об окружающем мире у них минимальный (многие не могут отличить синицу от снегиря)», - подчеркнула Людмила Владимировна
Выступление старшего преподавателя кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Алеси Нуриевой содержало ответ на вопрос: «Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?» В ходе обсуждения был сделан вывод, что экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка.
В выступлении доцента кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Фариды Газизовой акцент был сделан на требование стандарта: по ФГОС, в соответствии с которыми мы работаем, экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
О целевых ориентирах говорила доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Розалия Миннуллина. В качестве целевых ориентиров образовательной программы выступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Как отметила доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, кандидат психологических наук Татьяна Галич: "Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка".
В конце каждого выступления слушатели могли задать вопрос спикерам или же обсудить интересную информацию.