29 июня 2021
В Елабужском институте КФУ обсудили речевое воспитание детей дошкольного возраста

В семинаре приняло участие более 80 педагогов из Республики Татарстан

Региональный методический семинар для воспитателей дошкольных образовательных организаций провела доктор педагогических наук, профессор Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования Оксана Семеновна Ушакова (г.Москва)

В семинаре приняло участие более 80 педагогов из разных городов Республики Татарстан: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Мензелинск, Нурлат, Чистополь, Арск, Бавлы, Альметьевска и др.

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.

Как отметила Оксана Семеновна - дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально интенсивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Оксана Семеновна провела серию семинаров, посвященных развитию связной речи дошкольников. Много полезных рекомендаций, примеров из практики – все это позволило выстроить эмоциональный контакт с аудиторией. Как отмечают практики, участники семинара, материалы очень важны и своевременны. Вся информация понятна, хорошо воспринимается, важно, что на все вопросы мы получили развернутый ответ.

В сентябре базовые экспериментальные детские сады Елабужского института начинают апробацию новой программы по речевому воспитанию, автором которой является Оксана Семеновна!

Пожелаем педагогическим коллективам успехов в этой важной работе!

Источник информации: Фарида Газизова, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ