11 мая 2021
Как создать для детей национальную культурную среду вне страны?

Научный сотрудник Елабужского института Екатерина Кудрявцева выступила экспертом на международном марафоне по билингвам.

Тема, данная в заглавии статьи, была предложена при подготовке прошедшего в мае всеамериканского и международного марафона "Билингвы от А до Я" приглашенному эксперту, научному руководителю международных сетевых лабораторий "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования" Елабужского института КФУ, ответственному секретарю Международного методического совета по вопросам многоязычия и межкультурной коммуникации, руководителю портала Bilingual-online (г. Гюстро, Германия) Екатерине Кудрявцевой.

Екатерина Львовна поделилась основными тезисами выступления на вебинаре для родителей, чтобы каждый смог воспользоваться опытом команды Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации при НОЦ ИКаРуС, объединяющему ФРГ и 45 стран мира, а также международных сетевых лабораторий.

Итак, назовем ключи, позволяющие дать оптимальный, достоверный и практикоориентированный, ответ на вопрос «Как создать для детей и школьников национальную культурную среду вне страны (России)?».

«Язык – это сгусток культурного наследия, отражающий национальную картину мира своих носителей. Язык формируется нацией и формирует нацию (В.Гумбольдт, Э.Сепир и Б.Уорф, Е.Верещагин и другие). Изучение или освоение языка вне погружения в культуру – это форма без содержания.

Что есть "культура"? Только ли этнический (национальный) компонент играет роль при создании культурной среды? Оказывается, нет. Понятие культуры включает социальный, гендерный, поколенческий и даже профессиональный аспекты.

Для какой возрастной группы какой из аспектов культуры является доминирующим? Этнокультурный аспект в различных своих репрезентациях важен для всех возрастов, с 1 года после рождения ребенка. С 3-х лет начинает приобретать вес социокультурный аспект, с 6 лет – аспект гендерный. Причем определяющие поведение ребенка и подростка социумы различны: в 3 года это семья, с начала посещения школы – педагог, в подростковый период – ровесники.

Учет ведущих аспектов культуры важен для понимания мотивов и определения мотиваторов учеников и детей. Как замотивировать на погружение и освоение культуры подрастающее поколение? Технологии-мотиваторы: онлайн-тандем, рандомные встречи, проектная технология, игропедагогика, иммерсионное про-чтение анимации, фильмов, художественных текстов и другие», – сообщает эксперт.

Екатерина Кудрявцева отмечает, что командой уже созданы качественные материалы для погружения в культуру во всем многообразии ее составляющих с учетом онтогенеза и мотивов подрастающего поколения. Среди них «Сказкотека», игротека «Дети мира», «Заботливые тетради», Дикто-истории и многое другое.

Презентацию к выступлению Екатерины Львовны скачайте здесь.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ