09 апреля 2021
О причинах нарушения письменной речи у детей расскажет ученый Елабужского института КФУ

Доцент кафедры психологии Ольга Штерц проведет серию научно-популярных лекций для студентов вуза - будущих учителей.

С трудностями обучения сталкивается каждый пятый человек на планете. Как показывает статистика, по Республике Татарстан более 26% учащихся страдает нарушением письма и чтения. Сегодня практически в каждом общеобразовательном классе начальной школы Елабужского муниципального района есть дети, имеющие нарушение письменной речи, они составляют от 10 до 20 % от общего количества обучающихся в классе детей.

«Казалось бы невероятным, но даже у одаренных детей могут быть нарушения чтения и письма – дислексия. У некоторых имеются только нарушения письменной речи – дисграфия. Среди знаменитых людей, у которых была выявлена дислексия или дисграфия можно назвать Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Генри Форда, Стива Джобса, Пабло Пикассо.

В детстве известные люди с дислексией и дисграфией столкнулись с трудностями при обучении в школе. Неумение и невозможность наравне со сверстниками научиться чтению и письму провоцировали насмешки и осуждение со стороны учеников, а иногда даже учителей», – поделилась Ольга Михайловна.

Доцент кафедры психологии отмечает, что проблема нарушения чтения и письма у детей является одной из самых актуальных и злободневных проблем современного образования, особенно начальной школы. В своих исследованиях она акцентирует внимание на проблему дисграфии у детей.

«Дисграфия – это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" – "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным», – поясняет Ольга Штерц.

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Далее стоит обратиться к логопеду, который и ведет основную работу по коррекции.

«Очень важно, чтобы педагог, который непосредственно работает с детьми, имел достаточную осведомленность о специфике данного нарушения, смог вовремя ее диагностировать и направить родителей к специалистам для проведения коррекционной работы», – считает ученый.

В рамках профессиональной подготовки будущих педагогов по инициативе директора Елабужского института Елены Мерзон для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» Ольга Штерц проведёт серию научно-популярных лекций «Как научить ребенка писать без ошибок?». Лекции будут посвящены обсуждению таких проблем как «Может ли одаренный ребенок быть дисграфиком?», «Почему ребенок пишет неправильно: симптомы и причины», «Как проводить профилактику дисграфии у детей: способы и приемы». Первая научно-популярная лекция пройдет 12 апреля в 11.40 в 67 аудитории главного здания. Желающие также могут присоединиться в команде Microsoft Teams по коду n853wb4.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ