19 марта 2021
Третий день Международной исторической школы

Лекции охватили темы от «длинного девятнадцатого века» до трансформации советского Татарстана.

Наряду с лекциями в расписании участников школы – иностранных студентов начались семинары, многие занятия были посвящены различным аспектам истории Второй мировой войны.

Культуролог, старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук Екатерина Гранцева провела с участниками зимней школы семинар «Боль и Слава: Вторая мировая война в культуре второй половины XX – XXI вв.». Сначала спикер привела пару «вечных тем», отражающих противоречивое положение народа в довоенное время на полотнах. Большое внимание лектор уделила работам в стилях экспрессионизма и абсурдизма, показывая картины Веласкеса и Пикассо на экране. Потом слушатели узнали о произведениях искусства военного периода, направленных на поддержание народного духа.

«Культура после Второй мировой войны вновь пережила этап пересмотра и обновления: стремление к компромиссу и принятию, попытка найти точку пересечения между новым и старым, традицией и поиском новых форм», - добавила спикер, после чего ответила на вопросы аудитории.  

О том, насколько прямолинейна политика США в последние десятилетия, а также о взаимоотношениях Штатов с СССР и Россией рассказала генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Высшего совета партии «Единая Россия» и советник Международного информационного агентства «Россия сегодня» Вероника Крашенинникова. Лекция «Стратегия «отбрасывания»: от Рейгана к Трампу и Байдену» началась с представления проектов по взаимному сотрудничеству стран. Вероника Юрьевна подробно рассказала участникам встречи о вводимых санкциях Белого дома по отношению к СССР, последствиях таких действий, официальных документах и соглашениях.

Теме «Русская эмиграция и европейское сопротивление в годы Второй мировой войны» посвятил выступление старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук Михаил Ковалев. Спикер рассказал о личностях, оставивших заметный след в истории французского сопротивления. Например, русский поэт, лингвист и этнограф Борис Вильде стал одним из основателей и редактором газеты «Сопротивление». Вместе с коллегой, научным сотрудником Музея человека в Париже Анатолием Левицким Вильде организовал в подвале музея типографию, которая в 1940 году выпустила первую листовку «Сопротивляйся!», давшую название всему патриотическому движению во Франции. Лектор призвал аудиторию поразмышлять, что двигало этими людьми, какова роль маленького человека в большой истории.

В финале Михаил Владимирович ответил на вопрос, как французские историки оценивают роль русских эмигрантов в сопротивлении, заметив, что подвиг многих личностей остался незафиксированным, поскольку не все писали мемуары и сами не считали свой вклад столь значимым. Поэтому тема требует глубокой работы с французскими архивами.

Профессор факультета гуманитарных наук Школы исторических наук, профессор Российской академии наук Кирилл Соловьев прочел лекцию «Длинный девятнадцатый век, который не закончился». Лектор отметил, что говоря о прошлом, мы говорим о проблемах, которые волнуют нас сейчас. Так, мы еще не ответили на те вопросы, которые поставил 19 век.

Кирилл Андреевич напомнил, что в 18 веке дворянство получило большие привилегии, в том числе право не подвергаться телесным наказания, и в 19 веке выросла уже иная аристократия, «первое непоротое поколение». Оно включается в поиск национальной идеи, нациостроительства, которые отразились в сборе фольклора, создании словаря Даля, трудах историков.

«У нас есть источник представлений, устойчивый штамп. Есть тот язык, которым мы с вами пользуемся – он из 19 века. Когда мы рассуждаем о государстве, власти, экономике, то используем термины, категории, сложившиеся в 19 веке. В этом смысле 19 век еще не завершился», - подытожил спикер, пояснив, что он завершится тогда, «когда мы почувствуем, что этот язык устарел».

Вторая половина занятия перешла в дискуссию о процессах нациостроительства. Лектор отметил, несмотря на то, что сама концепция появилась уже в 19 веке, она не имела механизма трансляции, так как система образования являлась элитарной, а всеобщее начальное образование получило воплощение только накануне Первой мировой войны.

Лекцию «Политика памяти о Холокосте и нацистском оккупационном режиме в современной России» прочел для иностранных студентов сопредседатель Научно-просветительского центра «Холокост», директор Международного научно-образовательного Центра истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета Илья Альтман. На примере архивных документов спикер продемонстрировал отношение власти к освещению острой и болезненной темы в истории человечества, проводя параллели с геноцидом, истреблением различных народов как в Европе, Америке, так в России и Татарстане.

Завершилось выступление Ильи Александровича рассмотрением ключевых пунктов Декларации Стокгольмского международного форума по Холокосту 2020 года. Так, один из них гласит: «Чудовищный план Холокоста, разработанный и осуществленный нацистами, должен навсегда остаться в нашей коллективной памяти. Те, кто самоотверженно жертвовали собой, оказывая отпор нацистам, а подчас отдавали свою жизнь, чтобы защитить или спасти жертв Холокоста, тоже должны занять место в наших сердцах. Глубина этого ужаса и вершина их героизма могут служить критериями нашего понимания способности человека творить зло и делать добро».

Директор Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Радик Салихов представил слушателям тему «Советский Татарстан: генезис, развитие, трансформация». Осветив этапы становления и развития республики, лектор перешел к современным аспектам жизни Татарстана.

«Рустам Нургалиевич Минниханов достойно продолжил традиции, заложенные Шаймиевым. Но упор был уже сделан на инновационную экономику, на создание новых рабочих мест, дальнейшее промышленное развитие. Так, рядом с Елабугой создана Особая экономическая зона «Алабуга», которая является самой успешной в России и одним из факторов экономического развития нашей республики. При общих кризисных явлениях ни разу в Татарстане не замедлялся экономический рост», – подчеркнул спикер.

Член Правления Российского исторического общества, ведущий координатор проектов фонда «История Отечества» Владимир Беклямишев осветил тему «Историческая память о Второй мировой войне в России и мире». Спикер отметил, что память о войне будет зависеть от того, была страна победителем или в числе проигравших, оккупированной или потерявшей независимость, кроме того, историческая память меняется с течением времени и сменой политического курса. Особые типы памяти о войне сохранились в России и Германии, специфические – в Польше и странах Прибалтики. Претерпела трансформацию историческая память в европейских странах, отметил Владимир Олегович, охарактеризовав каждое направление на примерах.

«В целом сегодня наша историческая память о войне стала объемней и богаче, включила в себя забытые сражения», – резюмировал лектор.

Образовательная программа завершилась совместной проектной работой российских и иностранных студентов.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ