Иностранные студенты прослушали семь лекций, начали работу над проектами в группах, посетили музеи вуза.
После церемонии торжественного открытия Второго этапа Международной зимней исторической школы Российского исторического общества «Россия и Мир» для ста иностранных студентов из 36 стран в Елабужском институте КФУ стартовали лекции ведущих ученых и специалистов.
Первая лекция директора Санкт-Петербургского Института истории Российской академии наук Алексея Сиренова была посвящена «Современным методам источниковедения истории России». Алексей Владимирович рассказал студентам о различных типах архивохранилищ. Спикер отметил, что большое количество материалов личных архивов находится, прежде всего, в крупных библиотеках, где происходит их обработка. К примеру, богаты архивами Российская национальная библиотека в Петербурге и Российская государственная библиотека в Москве.
«Недостаток источников может привести к неточностям в исследовании. Однако одной из проблем современного образования является то, что студенты-историки не горят желанием заниматься черновой архивной работой, хотя она и способствует лучшему пониманию материала и нахождению иных контекстов в источнике», – подчеркнул Алексей Владимирович.
Далее ученый рассказал о методах современного источниковедения. Среди них спикер уделил особое внимание исследованиям фотографий, исследованиям в невидимых лучах спектра и в инфракрасных лучах.
Директор Института всеобщей истории РАН, профессор РАН, член-корреспондент РАН Михаил Липкин прочел лекцию «СССР и «Третий мир» во второй половине XX века» в онлайн-формате. Спикер отметил, что изучать подобные темы нужно структурированно: сначала определить значение понятия, после чего осмыслить сам исторический процесс. Михаил Аркадьевич рассказал, как СССР влиял на политику стран Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии. В качестве примеров лектор привел проведение интеграции «Восточного блока» и создание Совета экономической взаимопомощи, отметив ключевые события в истории стран «Третьего мира». Особое внимание профессор уделил погружению в историческую атмосферу, представляя различные фотографии, карты и фрагменты документов.
Как развивались отношения между СССР и Африкой рассказал главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Балезин. Лекция «Россия и Черная Африка в XX веке» началась с исторической справки о первых русских переселенцах и вкладе Гумилева в изучение континента. Спикер рассказал о создании коммунистических организаций, Института восточных языков и Африки, газет и об открытии советских консульств и Университета дружбы народов на территории Южной Африки. Однако к 1991 году отношения начали ухудшаться – Александр Степанович раскрыл причины и последствия данного процесса. В конце встречи лектор вступил в открытый диалог с участниками школы.
Генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова провела для студентов лекцию «История современности. Опыт исследования и музейной презентации». Спикер поделилась с присутствующими, как организована работа единственного музея, который представляет новейшую историю России. Особенностью комплекса является сочетание подлинных музейных объектов и интерактивных технологий, среди которых можно отметить виртуальные экскурсии и систему интерактивных киосков.
«Очень важно доносить до людей события истории максимально объективно, для этого необходимо использовать проверенные источники и давать факты. При этом все мы сейчас визуалы, именно поэтому пространство в музее организовано в виде лабиринта, который начинается с фильма», – отметила Ирина Яковлевна. Также лектор подчеркнула, что в 14 интерактивных киосков добавлено более 10 тысяч уникальных плакатов, видео и аудиохроники. Современные технологии позволили создать в музее настоящую хрестоматию новейшей истории России.
Лекцию «Русские и русскоязычные диаспоры на постсоветском пространстве. Вопросы идентичности (на примере Приднестровья, Гагаузии и Донбасса)» прочел для студентов заместитель генерального директора Музея современной истории России Никита Аникин. В ходе выступления спикер представил языковые конфликты, которые часто вытекают в политические, привел статистические данные. Также Никита Владимирович рассказал об использовании термина «коренные народы», предлагая заменять его терминами «титульные» и «нетитульные».
Профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Елабужского института Казанского федерального университета Инга Маслова посвятила лекцию теме «Елабуга в историко-культурном пространстве России». На примере Елабуги лектор показала значение малых провинциальных городов, их роль в истории развития России. В выступлении спикер опиралась на макро- и микро-подходы к изучению исторической науки.
Были определены маркеры, позволившие рассмотреть тему с разных сторон. Так, в экономическом развитии ими послужили елабужское купечество и современная Особая экономическая зона «Алабуга». Роль женщины в истории войн спикер продемонстрировала, сравнив Надежду Дурову с Жанной д'Арк. Живой отклик в аудитории привели хорошо знакомые иностранным студентам личности художника Ивана Шишкина и поэта Марины Цветаевой. Интерес слушателей вызвал дискуссионный вопрос, чем отличается благотворительность от спонсорства.
Член Совета Российского исторического общества, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов осветил сложную тему «Россия и Скандинавия: революции и эволюции при создании государств всеобщего благоденствия в ХХ веке». Денис Валерьевич сопоставил два «ярких полюса» развития социал-демократического движения на примере «уникального социального эксперимента».
«Идеология и мечта о социализме появилась в конце 19 века в противовес капитализму, где «человек человеку волк». Это мечта об обществе, где не будет сверхбогатых, сверхбедных, все будут обеспечены едой, жильем, все в равной степени счастливы. Государство всеобщего благоденствия – рай на земле. Как этого добиться?» – поставил вопрос перед аудиторией спикер.
Если становление СССР шло путем революций, национализации, экспроприации, то в Скандинавии выбрали путь постепенных реформ, диалога власти и общества, конкуренции предвыборных программ. В России шли от глобального, в скандинавских странах – от частного к общему, где каждое домохозяйство должно было выстроить свою модель процветания. В итоге первый путь, по словам спикера, привел к равной бедности, тогда как второй – к равной обеспеченности.
Иностранные студенты смогли познакомиться поближе с историей Елабужского института КФУ, посетив музейный комплекс вуза. В перерывах слушатели знакомились, общались и делились впечатлениями.
«Лекции очень информативные и разнообразные, наши ожидания в целом оправдываются. Надеюсь, дальше все будет также. Я ожидаю углубить знания по истории, потому что в этой науке всегда есть, куда двигаться, много точек зрения. Хочу изучать что-то новое, сопоставлять с тем, что я уже знаю. Здесь много студентов из разных учебных заведений, с которыми хочется пообщаться», – отметил студент международно-правового факультета МГИМО Аргун Энрике.
«Преподаватель отправила информацию, и я захотела присутствовать здесь, участвовать, потому что хочу продолжать учиться по этому направлению. Это моя первая конференция здесь, в России. Очень интересно: лекции полезные, я постаралась все понять. Мне кажется, что это замечательный опыт для меня», – поделилась впечатлениями от первого дня студентка второго курса Института Азии и Африки МГУ Ван Чэнь.
Завершился день совместной проектной работой иностранных и российских студентов по группам. Темами проектов стали актуальные вопросы: «Как человечество боролось с эпидемиями и пандемиями в XlX-XXI вв. Роль российских и советских ученых», «Эпоха научно-технического прогресса: вклад России в развитие научной мысли», «Освоение космоса: от Циолковского до Маска», «Русская культура как часть мировой культуры в XIX-XX вв.», «Россия в системе глобальной безопасности в XXI веке».