21 февраля 2021
Феномен резильентности школ обсудили ученые на республиканском семинаре

В Елабужском институте прошел научно-методический семинар, посвященный резильентности образовательных организаций.

В семинаре приняли участие ученые, директора и заместители директоров школ, учителя Казани, Альметьевска, Набережных Челнов, Нижнекамска, Менделеевка, Мензелинска, Агрыза, Елабуги. Модератором встречи выступила доцент кафедры экономики и менеджмента Татьяна Бочкарева. Приветствуя участников научно-методического семинара, Татьяна Николаевна подчеркнула актуальность темы, над которой работают исследователи в разных уголках страны, в том числе научный коллектив Елабужского института КФУ.

Результаты исследований вуза презентовал доцент кафедры педагогики Владислав Виноградов.

«Что представляет собой резильентная школа? Это образовательная организация, которая функционирует в неблагоприятных условиях и показывает высокие результаты в первой трети уровня лидеров. Например, гимназия с конкурсным отбором учеников находится в более благоприятных условиях, в отличие от школы в «рабочем» микрорайоне с учениками из неблагополучных семей, воспитанниками детского дома, которой крайне трудно конкурировать с гимназией для одаренных ребят. И мы задались вопросом, за счет чего такая школа может добиться серьезных результатов?» – рассказал о направлении научной работы Владислав Львович.

Спикер охарактеризовал пять теоретических моделей резильентных образовательных организаций, разработанных коллективом вуза, назвав их плюсы и минусы. Так, одна из них основана на формировании педагогами индивидуальной резильентности учеников, которая служит метапредметной компетенцией. Модель подразумевает поддержку всех позитивных действий обучающихся и блокировку негативных, что дает ребенку возможность проявить сильные стороны своей личности и закрепить успех.

По итогам исследований института, в резильентной школе учителя тесно работают с учениками, мотивируют их, активно вовлекают в жизнь учебного заведения родителей, качество образования «не является пустым звуком», а аккредитация не перекрывает образовательный процесс.

Практическим опытом по повышению резильентности образовательных организаций поделились учителя школ Татарстана. Учитель начальных классов многопрофильной полилингвальной гимназии № 180 г. Казани Марина Коптилова выступила с докладом «Резильентность как фактор повышения качества современного образования».

«В первую очередь резильентным в школе должен быть педагог, от этого зависит качество обучаемости и обученности в школе. Учитель должен быть не только увлечен своим предметом, но и заинтересовать им учащихся. Учится у него можно не только предмету, но и умению размышлять, опыту творческой, исследовательской, проектной деятельности», – поделилась мнением Марина Владимировна.

В ходе заседания обсуждались представленные спикерами темы «Развитие обучающихся как результат резильентности образовательной организации», «Развитие резильентности обучающихся: проблемы и технологии», «Руководитель – учитель – ментор – ученик», «Создание ситуаций успеха на уроках биологии», «Резильентность в дополнительном образовании», «Организационные и педагогические механизмы повышения школьной резильентности средствами дополнительного образования».

В следующей части семинара состоялся обмен опытом руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций по проблемам повышения результативности образования.

Подводя итоги республиканского научно-методического семинара организаторы отметили активный интерес к теме резильентности участников дискуссии, свидетельствующий о стремлении повысить качество образования в школе и позитивной динамике в этом направлении.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ