15 декабря 2020
Прыжок из психики в соматику: мнение эксперта Елабужского института КФУ

Психолог пояснил, как связаны детские заболевания со стрессом и переживаниями.

Распространённость психосоматических расстройств у детей достаточно обширна и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению, особенно на фоне самоизоляции и пандемии. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе, каким же образом переживания могут привести к нервным или физическим расстройствам.

С греческого словосочетание «психосоматический» означает «принадлежащий душе и телу». Современная наука психосоматическими заболеваниями считает преимущественно те, в возникновении и течении которых ведущую роль играют психогенные факторы. Они причиняют «душевные» страдания, которые позже избирают мишенью орган, чтобы через него проявить боль вовне.

«Серьёзное неблагоприятное воздействие, особенно затяжное и продолжительное, включает избыточную активацию гипоталамуса и длительное возбуждение гипофизарно-надпочечниковой системы, вызывая выброс нервными клетками веществ-медиаторов, известных как адреналин и норадреналин. Их действие вызывает повышение артериального давления, сужение кровеносных сосудов, повышение частоты сердечных сокращений и в зависимости от генетических особенностей человека, его адаптационных механизмов и личностного своеобразия выбирает слабое место, называемое органом-мишенью», – поясняет старший преподаватель кафедры психологии Наиля Исмаилова.

Как сообщила Наиля Иркиновна, выделяется группа болезней, в возникновении которых психические факторы являются особенно значимыми: язвенные и другие болезни желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, сахарный диабет, расстройства по типу выпадения функций – параличи, рвота, дыхательные симптомы и другие.

В настоящее время существует широкий диапазон мнений о том, что является причиной психосоматических расстройств. Так, Ф. Данбар настаивает, что если у детей с гипертимным типом личности подавлять их природную склонность к чрезмерной вспыльчивости и кратковременной агрессии, а эпилептотимам с их генетической предрасположенностью к агрессивно-злобному настроению не позволять давать разрядку эмоциональному возбуждению, то очень скоро эти ограничения станут патогенными по отношению к внутренним органам. Д. Александрович утверждает, что подавленные и вытесненные в бессознательное сдерживаемый гнев, враждебность, агрессивность напрямую приведут к мигрени, длительное нервное напряжение – к язвенной болезни, а заблокированное стремление к превосходству – к бронхиальной астме.

Кроме того, патогенными по отношению к возникновению психосоматических расстройств считается воспитание детей по типу повышенной моральной ответственности. Особенно в отсутствии эмоциональной поддержки близких формируется ощущение покинутости, одиночества, несостоятельности, появляется неудовлетворённость своими успехами, развивается чувство вины.

«Есть дети с так называемым своеобразным личностным преморбидом, наиболее уязвимые к психосоматическим заболеваниям. К таким своеобразиям относят прямолинейность, повышенную внушаемость, максимализм, ответственность, робость в сочетании с доверчивостью, бескомпромиссность. По своему психотипу эти дети являются в коллективе лидерами или отвергаемыми и при возникновении какого-либо конфликта лидеры непримиримы, а отвергаемые – наиболее ранимы и беззащитны. В том и другом случае конфликт переживается остро, является психотравмирующим обстоятельством, сопровождается адреналиновым взрывом и может явиться предшественником психосоматического расстройства», – убеждена психолог.

Часто психосоматические заболевания являются наследственно отягощенными, генетически обусловленными стилем жизни, передающимся из поколения в поколение. Тем самым формируется склад личности, приводящий к развитию одного и того же семейного заболевания, например, семьи «гипертоников», «язвенников», «астматиков».

Таким образом, по мнению эксперта, главными звеньями многофакторной системы психосоматических болезней являются личностное своеобразие, генетическое предрасположение, слабость адаптационных механизмов, особенности микросоциума, специфика воспитания, дефицит ожидаемого тепла от родных и близких.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ