30 октября 2020
О новой концепции педагогического образования

30 октября на базе гимназии № 3 г. Зеленодольска прошел очередной вебинар по теории и практике развивающего обучения.       

2020 год – знаменательный, это год перехода образования в цифровую эпоху, трансформации развивающего обучения под новые – цифровые – еще широко не обсужденные, но уже практически действующие стандарты (см.: Габдулхаков В.Ф.  Антропология педагогического образования: STEM и STEAM в дошкольной, школьной и университетской практике: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2020. – 159 с.; Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. — СПб.: Наука, 1999. — 471 с.; Обучение в цифровую эпоху: Новые подходы, инструменты и технологии. URL: http://obzory.hr-media.ru/obuchenie_v_cifrovuyu_epohu_instrumenty_i_tehnologii; Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=79).

Международная комиссия по образованию для XXI века в докладе «Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within)» выдвинула концепцию гибкой системы образования, системы, которая будет способна обеспечивать разнообразие различных учебных курсов, органическую связь между различными видами образования или между профессиональным опытом и повышением квалификации. Такая система позволит адекватно решить проблемы, связанные с разрывом, существующим между спросом и предложением на подготовку педагогов, выпускников колледжей и вузов.

Согласно этой концепции (её ещё называют концепцией «обучения будущего», автор – председатель международной комиссии Ж. Делор), индивид должен овладеть пятью навыками, чтобы отвечать запросам изменений во внешней среде:

1. Учиться знать (learning to know) — осознание природы информации, овладение инструментами обучения, а не только приобретение структурированных знаний;

2. Учиться действовать (learning to do) — развитие комплекса навыков для тех видов работ, которые необходимы сейчас и будут необходимы в будущем, включая инновацию и адаптацию обучения к будущим условиям работы;

3. Учиться жить в окружении других людей и сотрудничать (learning to live together, and with others) — конструктивно коммуницировать, мирно разрешать конфликты, открывать для себя других людей и их культуры, укреплять потенциал сообщества, индивидуальную компетентность и способности, экономическую устойчивость и социальную интеграцию;

4. Учиться быть (learning to be) — образование, способствующее всестороннему и полноценному развитию человека: ум и тело, интеллект, чувствительность, эстетическая оценка, духовность и т. д.;

5. Учиться учиться (learning to learn) и продолжать учиться в течение всей жизни.

В США, Великобритании, Австралии, Южной Корее, Тайване, а теперь и в России, STEM- и STEAM-технологии считают технологиями будущего и активно продвигают учебные программы, согласно концепции «К-12 STEM», которая предполагает организацию междисциплинарного (интегрированного) образования от дошкольного звена до 12 класса школы.

К преимуществам технологий и средств STEM и STEAM обычно относят: интеграцию содержания обучения по темам, а не по предметам; ориентацию на использование личностно значимых знаний в реальной жизни; развитие критического мышления; развитие когнитивно-коммуникативных навыков; поддержку интереса к конструктивно-техническому содержанию; мотивацию к творчеству и др., то есть как раз то, что в последние годы признается естественным содержанием образования.

В этом контексте новым подходом многие называют перевернутое обучение (flipped learning) — технологию обучения, при которой прямая передача знаний перемещена из группового образовательного пространства в индивидуальное образовательное пространство, а групповое пространство обучения трансформировано в динамическое, интерактивное окружение, в котором преподаватель принимает роли фасилитатора, наставника, тьютора, консультанта и помогает обучающимся применить изученную теорию на практике, выработать навыки и глубоко рефлексировать предмет для дальнейшего самостоятельного обучения и развития.

Ключевыми составляющими технологии перевернутого класса являются:

1. Онлайн-платформа для коммуникаций в связи с учебным контентом; интерактивные инструкции и тренажеры по работе в типовых учебных контекстах;

2. Обеспечение систем мониторинга для преподавателей и руководства с целью обратной связи сотрудникам;

3. Формы обратной связи для студентов с целью оперативной коррекции обучающих программ.

4. Внедрение технологии перевернутого класса в корпоративном образовании напрямую связано с интеграцией с матрицей обучения (learning matrix) и управлением результативностью (performance management) и предполагает использование таких методов обучения, как бизнес-симуляции, решение кейсов клиентской работы, электронные программы для каждого блока.

Искусственный интеллект помогает выполнять автоматизированный контроль учебного процесса. Большинство школ и университетов объединяют искусственный интеллект с технологиями больших данных, чтобы следить за посещением (очных и дистанционных) занятий и выполнением заданий обучающимися. Помимо контроля, искусственный интеллект используют в групповом обучении, чтобы набирать группы обучающихся с одинаковым уровнем знаний, анализировать дискуссии между людьми и обозначать моменты, когда участники отходят от темы.

Виртуальная и дополненная реальность VR / AR

Задачей VR-технологий является создание эффекта погружения (иммерсивность), технологии дополненной реальности (AR) предполагают разметку пользовательского интерфейса при помощи специальных маркеров и индикаторов, чтобы обеспечить дополнительный приток информации в процессе выполнения рабочей функции.

К ключевым преимущества VR / AR-технологий для целей обучения и тренировки учащихся сейчас относят следующие:

1. Вовлеченность. За счет эффекта присутствия VR трансформирует образовательный процесс, делая его существенно более интересным.

2. Интерактивность. Обучающие тренажеры с интерактивными сценариями в 3D позволяют отработать различные предметные кейсы на практике.

3. Погружение. В отличие от онлайн-симуляторов, мера условности в VR минимальна. Учащийся оказывается в трехмерном пространстве и взаимодействует с правдоподобными аватарами и объектами, а не с плоскими фотографиями на экране. Беспрецедентный уровень погружения обеспечивает быстрое усвоение материала и нейтрализует внешние отвлекающие факторы.

4. Фокусировка. VR обеспечивает полную изоляцию от внешних раздражителей, а также возможность для преподавателя управлять фокусировкой обучаемого.

5. Безрисковая возможность понять, как учащийся ведет (будет вести) себя в тех или иных педагогических ситуациях, как он транслирует свое привычное поведение на взаимодействие с педагогом.

Опыт научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности гимназии № 3 г. Зеленодольска (выступление М.А.Ильиной, Е.Н.Шулаевой, С.Р.Абзаловой, М.В.Гималетдиновой)), дошкольных учреждений г. Елабуги (выступление И.В.Садовниченко), гимназии № 1 г. Чистополя (выступление Л.В.Кирилловой) и др. показывает, что сейчас внимание специалистов (ученых и учителей) стала привлекать новая антропология образования – дошкольного, школьного и высшего.

Понимание антропологической сущности цифрового образования стало актуальным для всего человечества.

Отсутствие антропологических педагогических и методических исследований, включающих средства STEM и STEAM, не позволяет достаточно эф-фективно решать проблемы, которые возникает в дошкольной, школьной и университетской образовательной практике. Университеты иногда не понимают, как готовить педагогов, учителя не всегда знают, как развивать когнитивно-коммуникативные способности своих воспитанников, если везде делается ставка на сознательность обучения и игнорируется сфера неосознаваемого познания, воспитания, развития.

Не все нововведения идеологов и разработчиков цифрового образования выдерживают критику – с точки зрения методологических принципов педагогической антропологии И.Канта, К.Ушинского и др.

В то же время в условиях пандемии коронавируса всё большее распространение получает новый формат развивающего обучения – дстанционное обучение (distance learning), который чаще реализуется как чат- и веб-занятия, телеконференции, вебинары и веб-конференции, дистанционные занятия в формате «живой виртуальности».

Обучение становится непрерывным, но еще не всегда социальным, доступным, индивидуализированным, разноуровневым, персонифицированным и ориентированным на потребности и интересы обучающихся.

Обучение в цифровую эпоху – это более глубокая трансформация всего процесса обучения, применение новых цифровых инструментов для переосмысления того, как необходимо обучать, чтобы быть современным.

Технологические новшества в информационной среде (развитие мобильных сетей, искусственный интеллект, автоматизация, продвинутая аналитика данных и пр.) должны расширить возможности развивающего обучения за счет сочетания традиционных методов обучения и современных технологий.

Таким образом, новая концепция образования должна быть ориентирована не только на цифровое пространство, но и на человека, то есть она должна быть антропологической и иметь не абстрактное цифровое, а человеческое лицо.

Источник информации: Валерьян Габдулхаков, Марина Ильина