28 октября 2020
Мелодия поэзии Тукая в обучении: из опыта "Университетской" школы

Преподаватели Елабужского института и учителя «Университетской» школы представили результаты совместных научных поисков на конференции

Учителя родного языка «Университетской» школы Гульфия Сахабиева, Руфия Мухутдинова и преподаватель кафедры татарской филологии Фарида Габидуллина рассказали об искусстве песни и музыки в эстетике Габдуллы Тукая в рамках работы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию факультета иностранных языков Елабужского института КФУ.

С начала нового учебного года ведется активное сотрудничество учителей родного языка «Университетской» школы с преподавателями кафедры татарской филологии. Главная цель взаимодействия – повысить престиж родного языка, популяризовать татарский язык среди ребят. Так, занятия разного формата в рамках школьных уроков и внеурочной деятельности направлены на разработку новых и эффективных методик обучения, а также анализ имеющихся источников с целью подбора информации, способной заинтересовать обучающихся.

В представленном на конференции материале исследуется влияние поэта Г. Тукая на развитие музыкального, песенного искусства. «Уже при жизни поэта его удивительные и прекрасные, с музыкальным звучанием стихи становятся народными и начинают исполняться», – отмечают авторы статьи.

Песня стала источником радости и опорой в тяжелой жизни Габдуллы Тукая. Она всегда занимала главное место в чувственной душе поэта. По воспоминаниям современников, в родной деревне Кырлай маленький Габдулла с шести лет пел татарские народные песни. А в возрасте девяти-десяти лет он сказал своей сестре Газизе Забировой: «Сестра, у меня нет песен, которых я не знаю».

«Уже в медресе меня называли певцом», – писал он. Тукай знал большое количество народных песен. Об этом говорят сборник «Народные мелодии», изданный в 1910 году, и «Тетрадь песен» с записью 29 текстов народных произведений, найденная в 1949 году. В своей лекции «Народные мелодии» поэт говорил: «С детства засевшие в моей душе любимые песни побудили во мне любовь к родному языку».

Тукай открывает родной язык через народные песни, чувствует его красоту, это прослеживается и в его стихах. Тукай правильно и быстро запоминал татарские народные мелодии, что говорит о его хорошей музыкальной памяти. Современники отмечали, что его голос был мягким, с красивым тембром, песни, которые он зачаровывающе пел, глубоко проникали в душу. Поэт умел играть и на кубызе, игрой на нем подражал звучанию башкирского народного инструмента курай”, – сообщает Фарида Имамутдиновна.

Тукай проявлял интерес к музыке и других народов. Среди его любимых песен были башкирские народные песни «Эстәрле», «Сәрмәсән буе», «Агыйдел». Он с большим вниманием слушал арабские и турецкие песни, хорошо знал «Турецкий марш» немецкого композитора Моцарта. Стихотворение «Кичке азан» было написано под влиянием русской песни «Вечерний звон».

Свое поэтическое мастерство поэт черпал из народных песен, баитов, мунаджатов. «Честно говоря, народ большой, он сильный, страстный, мелодичный, он писатель... », – пишет Тукай.

Истории создания и существования песен начались не с кого-то другого, а именно Тукай их начал писать. В книге «Народная литература» поэт описал мелодии и в дальнейшем собирался изучить истории возникновения народных песен «Тәфтиләү», «Ашказар», «Җизнәкәй», «Башмагым», «Касимский Ибрай», «Сак-Сок». Широкие общественные взгляды поэта отражаются в музыкальной критике и публицистике. Тукай в те неспокойные времена, когда татарский театр и музыкально-концертная жизнь начали давать свои первые плоды, стоя на передних позициях, защищал все прогрессивные моменты, не проявляя солидарность к тем, кто игнорировал музыкальные ценности”, – поделилась Гульфия Хафизовна.

Становление Тукая как личности характеризуется его непростой жизнью в музыкальной среде. Поэт жил внутри как минимум трех музыкальных слоев: это традиционный крестьянский музыкальный слой, городской слой, где в перемешку были татарская и русская музыка и религиозная музыка, относящаяся к исламской религии. Стоит отметить, что в последнем из вышеперечисленного поэт разбирался лучше любого молодого композитора.

Из этого разнообразия Тукай, отождествлясь с демократическими стремлениями, с одной стороны, выбирал настоящие народные мелодии, с другой стороны – музыку, связанную с современными городскими традициями. Также известно, что поэт действительно переживал по поводу того, что мало знал русскую классическую музыку, в частности, оперу П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Эстетические взгляды Габдуллы Тукая успешно прошли испытание временем: его любимые народные композиции и на сегодняшний день являются основным составляющим золотого фонда татарской музыки.

Таким образом, творчество Габдуллы Тукая является значимым источником глубокой мысли, тонкого юмора, острой сатиры и гражданского чувства для музыкантов всех поколений. Сама судьба поэта схожа с музыкальным амплуа. Его творчество имело большое влияние на культуру, искусство.

По мнению преподавателей, основанном на опыте работы “Университетской” школы, передача школьникам мудрости и напевности произведений поэта помогает им еще глубже прочувствовать народную культуру и проникнуться особыми чувствами к татарскому языку.

Источник информации: Камилля Юрикова, учитель русского языка и литературы “Университетской” школы