15 октября 2020
ЕГЭ по истории 2021: новые методические рекомендации

Несмотря на то, что Единый государственный экзамен по истории считается одним из самых сложных, этот предмет достаточно популярен среди будущих выпускников школ. Для успешной подготовки недостаточно лишь заучить определённые даты, события и поверхностно знать о деятельности некоторых исторических личностей. В этом деле важен систематический умственный труд. Кроме того, изучение методических рекомендаций может помочь школьникам избежать многих ошибок при выполнении экзаменационных заданий.

Федеральный институт педагогических исследований (ФИПИ) тоже опубликовал «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года».

Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из них:

1. Как бы очевидно это ни звучало, необходимо начинать подготовку как можно раньше. Объективным подтверждением данного совета может служить то, что увеличение количества высокобалльников в 2020 году отчасти способствовал перенос ЕГЭ на более поздний срок, что дало обучающимся больше времени на отработку заданий. Пока точные сроки сдачи ЕГЭ 2021 не известны, так что не стоит откладывать подготовку в долгий ящик, надеясь на повторный перенос экзамена в следующем году.

2. Уделите больше внимания изучению деятельности исторических личностей и развитию умению работы с картографическими данными. Согласно ФИПИ, в 2020 году правильность выполнения заданий 9 и 15 уменьшилась на 10%. Поэтому учителям необходимо учитывать, что работа по изучению исторических деятелей должна планомерно вестись уже с 6 класса и, конечно же, в неразрывной связи с изучаемыми этапами мировой и российской истории. А для того, чтобы точно знать, деятельность каких личностей необходимо обязательно изучить, можно ознакомиться с Историко-культурным стандартом.

3. Учитесь рассматривать явления с нескольких перспектив и приводить аргументы. Данные умения пригодятся при выполнении 24 задания. При этом не стоит забывать и о том, что в аргументах не должно быть фактических ошибок.

4. Тренируйте навыки извлечения информации из текста, а также их интерпретации. Экспертами в 2020 были выявлены сложности при выполнении заданиий  20 и 21, которые направлены как раз на оценку этих навыков. Для их наработки необходимо изучать и анализировать отрывки сочинений историков и исторические источники.

5. Необходимо научиться (а учителям – научить) анализировать исторические ситуации. Всего 30% обучающихся, сдававших ЕГЭ в 2020 году, справились с заданием 23, в котором это умение играет ведущую роль. Для успешного выполнения этого занятия школьники должны сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно определять, какие события, явления и люди связаны с определенными ситуациями в истории.

6. Не стоит заучивать готовые шаблоны сочинений. Задание 25, представляющее собой мини-сочинение, претерпит в 2021 году ряд изменений. Самое главное изменение – использование на экзамене одновременно двух моделей задания (т.е. в каждом КИМ будет использована одна из моделей, но какая именно, неизвестно): основанной на историческом процессе и основанной на исторической личности. Кроме того, со следующего года представленные в задании процессы могут относиться к любому периоду истории России, без строгого распределения на три эпохи, как было раньше. Одной из главной ошибок обучающихся считаются неправильные причинно-следственные связи.

Чаще всего они либо недостаточно конкретизированы, либо они выведены из предположения о желании какого-либо исторического деятеля совершить определенный поступок, а не из совершенного поступка, либо выпускники допускают фактические ошибки при их формировании.

Все эти условия и новшества очень редко учитывается авторами готовых шаблонов сочинений, поэтому лучшим способом подготовки можно считать изучение и анализ учебной литературы и написание мини-сочинений на всевозможные темы.

Помочь вам успешно сдать ЕГЭ по истории, соблюдая все рекомендации ФИПИ, могут курсы, которые предлагает Центр развития компетенций UNIVERSUM+.

Подробности по телефону: 8-903-340-70-82.

Лада Алексеева, ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ

Источник информации: ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ