В докладах представлены научные исследования по вопросам профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.
Делегация института приняла участие в XXXIX Международном научном семинаре преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, который состоялся в Московском городском педагогическом университете. Темой форума стала «Математика – основа компетенций цифровой эры». Семинар посвятили 80-летию его организатора и бессменного руководителя Александра Мордковича, а также 25-летию МГПУ.
Александр Мордкович – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, автор учебников алгебры для школ и вузов. В настоящее время он – заместитель директора по научно-методической работе Института цифрового образования МГПУ. «Семинар Мордковича» имеет международный статус, работает еще с советских времен (с 1987 г.) и ежегодно проводится в различных городах. В Елабуге он проводился дважды, в 1994 и 2011 годах.
На открытии семинара состоялось торжественное пленарное заседание, где отмечен большой теоретический и практический вклад Александра Григорьевича в математическое образование нашей страны и становление нового российского педагогического вуза. От имени директора Елабужского института КФУ Елены Мерзон Александру Григорьевичу вручен поздравительный адрес и памятный подарок.
На научном семинаре были представлены не только ведущие центры подготовки учителей математики Российской Федерации из 50 городов, но и ближнего зарубежья: Республики Беларусь, Азербайджана. Очно присутствовали около 75 ученых, дистанционно в видеоконференции принимали участие 30 спикеров из разных городов.
В рамках работы секции «Актуальные вопросы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов» свои исследования представили доценты кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ Мансур Гильмуллин, Андрей Костин и Наталья Костина. Мансур Файзрахманович выступил с докладом «Академик Владимир Иванович Смирнов – заведующий кафедрой физики и математики Елабужского государственного учительского института (1941-1944)», посвященным 75-летию Победы. Андрей Викторович и Наталья Николаевна представили практико-ориентированные работы «Компьютерные тренажеры при подготовке будущих учителей» и «К вопросу имитационного моделирования при подготовке учителей математики».
«Один из симуляторов, созданных и апробированных в Елабужском институте КФУ, моделирует виртуальный класс из нескольких учеников, «решающих» последовательно ряд задач. Ученикам присвоены имена. Учителю нужно проверить решения, выставить баллы. В итоге «учитель» получает результаты всех учеников, а также набранные баллы за свою проверку. Варьируя алгоритм симулятора, можно его использовать для исследования психологических особенностей учителей. У одних испытуемых к концу теста большинство учеников могут стать отличниками, у других – троечниками», – представил опыт работы Андрей Викторович.
Ученый отметил, что презентованный на форуме симулятор использовался на курсах повышения квалификации, проводимых для учителей региона в Елабужском институте КФУ, а также при подготовке к педагогической практике студентов-бакалавров вуза. Кроме того, работа на симуляторе включается преподавателями в программу межвузовских командных конкурсов студентов педагогических и математических направлений подготовки, проводимых в альма-матер.