Ученые Елабужского института КФУ рассказали, как реализуются STEM- и STEAM-образование в программах магистратуры вуза.
При поддержке РФФИ в Елабужском институте КФУ прошло исследование проблем подготовки высококвалифицированных кадров в свете цифровизации экономики и образованиями. Авторами научного проекта выступили кандидаты педагогических наук, доценты вуза Татьяна Анисимова, Татьяна Бочкарева, Ольга Шатунова. Преподаватели поделились основными результатами работы, которые накануне опубликовали в журнале «Современный ученый» (№2, 2020).
В данный момент цифровизация параллельно с глобализацией, урбанизацией, демографическими изменениями и изменением климата является одним из мегатрендов, формирующих современный мир. По мнению авторов, STEM- и STEAM-образование (science, technology, engineering, art and mathematics – естественные науки, технологии, инжиниринг, искусство, математика) становятся приоритетными направлениями на фоне цифровизации всех сфер страны.
Как показывают международные исследования, сегодня только треть студентов университетов обучаются с использованием технологий электронного обучения или дистанционного обучения. Использование технологии, даже в форме смешанного обучения, в дополнение к соответствующей ИТ-инфраструктуре, требует соответствующей подготовки преподавателей и студентов.
Ученые объективно отмечают, что в тотальной цифровизации образования могут найтись и негативные стороны (утрата навыков вербального общения, компьютерная и смартфон-зависимость, электромагнитное излучение, минимизация движения), которые, в том числе, способны привести к падению уровня воспитанности и частичной потере духовных ценностей общества. По мнению авторов, именно составляющая «art» STEAM-образования призвана снизить влияние этих отрицательных последствий.
Уточним, что сам термин «art» пока является дискуссионным пунктом. Некоторые исследователи утверждают, что под ним следует понимать элементы гуманитарного образования, иные трактуют его как креативную составляющую образования, есть мнение, что это творческая проектная деятельность. В приведенной логике все компоненты STEM в STEAM-технологии возможно позиционировать как научное творчество и инженерное искусство, считают авторы проекта.
Описывая опыт Елабужского института Казанского федерального университета в использовании концепции STEM- и STEAM-образования, преподаватели акцентируют внимание на подготовке магистров для дальнейшего участия в реализации нацпроекта «Кадры для цифровой экономики». В институте в качестве таких направлений выступают программы магистратуры «Педагогическое образование» по профилям «Образовательная робототехника», «Цифровое образование», «Инженерная педагогика», которые полностью реализуют направление STEAM. Для данных профилей институтом самостоятельно разработаны профессиональные компетенции, что предусмотрено федеральным государственным стандартом подготовки магистров.
Так, после освоения модуля «Цифровая грамотность» выпускник знает современные тенденции цифровизации образования, освоил основные закономерности информационных процессов в цифровом обществе, компоненты цифровой грамотности, методы и средства поиска, систематизации и обработки цифровой информации в образовательной организации.
Есть и другие значимые модули, среди которых «Технологии электронного и мобильного обучения». Последний направлен на формирование знаний о роли и функциях мобильного электронного образования в условиях цифровизации, умений создавать аудиовизуальные и интерактивные электронные среды и соотносить их с методами, формами, этапами и технологиями обучения. А также – на умение выстраивать индивидуальные образовательной траектории обучающихся с применением элементов мобильного обучения, развитие навыков применения современных методов разработки и использования мультимедийных сред.
В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» 206 организаций получают грантовую поддержку для организации углубленного изучения математики и информатики. Один из таких грантов в рамках мероприятия «Проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий» был выигран Казанским федеральным университетом. Магистранты Елабужского института в процессе участия в данном проекте получили уникальную возможность сформировать соответствующие профессиональные компетенции для работы в цифровой школе и закрепить свои навыки.
Исследователи Елабужского института резюмируют, что участие российских вузов в реализации национального проекта «Кадры для цифровой экономики» позволяет повысить уровень цифровой грамотности у будущих учителей и других педагогических работников, а также сформировать необходимые цифровые компетенции у школьников при условии эффективного взаимодействия высших и общеобразовательных учебных заведений в области STEAM-образования.
Напомним, в Елабужском институте КФУ продолжается прием абитуриентов, в том числе на востребованные профили магистратуры.