09 июня 2020
Преподаватели Елабужского института КФУ продолжают исследование современного детства

Работа по изучению современного детства продолжается в течение 3-х лет совместно с представителями Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена

Студенты и магистранты факультета психологии и педагогики Елабужского института КФУ приняли участие в 6-ой межвузовской конференции по результатам исследования «Современное детство: штрихи к автопортрету. Дети рисуют Детство», организованной Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена (г.Санкт-Петербург).

В онлайн-конференции в качестве участников зарегистрировались более 80 магистрантов, преподавателей института детства, студентов и преподавателей Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (МГПИ), Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) и Елабужского института КФУ.

С результатами исследования выступила заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова. Она отметила, что коллектив кафедры активно продолжает работу по совместному исследованию современного детства, начатого в 2017 году доктором педагогических наук, профессором и заведующей кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета Александрой Гогоберидзе.

«В рамках подготовки к конференции мы собрали более 100 работ, выполненных дошкольниками и студентами нашего института. Участникам исследования предлагалось нарисовать детство и ответить на вопрос «Какие возникают ассоциации?». Оказалось, что у детей практически любого возраста образ детства яркий, радостный, наполненный любовью семьи, играми с друзьями, общением с животными, беззаботностью и безмятежностью», - сообщила Фарида Самигулловна.

Отвечая на вопрос «Что такое детство?», дошкольники ответили, что для них — это доброта, дружба, щедрость, множество подарков и любви. Очень часто на рисунках ребят присутствует радуга, характеризуя позитивный настрой ребенка. Изображения природы, животных говорят об удивительном внутреннем мире, где все части взаимосвязаны и гармоничны.

Исследователи отметили, что, начиная с первого класса, дети уже не ощущают себя в детстве и говорят о нем, как о радостном, но оставшемся в прошлом этапе их жизни. Большинство детей младшего школьного возраста связывают детство с прогулками, играми на свежем воздухе, активным образом жизни.

Коллекция рисунков студентов представляет собой концентрацию ценностей их детского мира: семья, любимые игрушки, дружба. Студенты иллюстрирует детство, оперируя образами из прошлого, воспоминаниями, эмоциональными переживаниями. «В рисунках преобладает «традиционный» образ ребячества, связанный, в первую очередь, с изображением процесса игры и игрушек, являющимися атрибутами детства, так как игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В рисунках видна тщательность, детализированность образов», - подчеркнула Фарида Газизова.

Исследование показало, что в дошкольном и младшем школьном возрасте нет четких ассоциаций с гаджетами. Вот некоторые ответы:

"Детство - это когда ты еще маленький, ничего не умеешь" (Валя, 4г.)

"Детство - это всегда весело, праздник, интересно" (Ваня, 5лет)

"Детство - это много подарков, радость, когда тебе подарили игрушку" (Сабина , 7лет).

"Детство - это когда мы в деревне, у бабули, это море" (Тимур, 9лет).

"Детство- это мама и папа, это моя сестренка, это мой дом. Но я уже не помню, что было в детстве!" (Радмир, 11 лет)

"Детство - это так далеко, когда мы могли играть, гулять и ни о чем не думать" (Мария, студент).

"Детство - это всегда радостно, много друзей, много времени, это всегда тепло и очень приятно вспоминать об этом времени" (Анна, студент).

Источник информации: Фарида Газизова, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, пресс-служба Елабужского института КФУ.