13 мая 2020
Цифровая трансформация образования как мейнстрим: результаты научных исследований по гранту Елабужского института КФУ

Эксперты вуза рассказали о ходе выполнения научно-исследовательского проекта, поддержанного РФФИ

Согласно государственному контракту, заключенному с Российским фондом фундаментальных исследований, с ноября 2019 года команда проекта Елабужского института КФУ начала исследовательскую работу по теме «Цифровизация экономики: создание протекционистской модели российского образования». Ученые поделились полученными результатами исследований.

Как сообщили доценты, кандидаты экономических наук Алмаз Гапсаламов и Владимир Васильев, в команду по реализации гранта входят три кафедры: экономики и менеджмента, педагогики, математики и прикладной информатики. Кураторами также выступают кандидаты наук доцент кафедры математики и прикладной информатики Татьяна Анисимова, доцент кафедры педагогики Татьяна Бочкарева, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Эльвир Ахметшин.

По словам Алмаза Рафисовича и Владимира Львовича, актуальность исследования несомненна, это подтверждают события последних месяцев. Происходящие перемены, связанные с пандемией коронавируса, – закрытие национальных границ и регионов, переход значительной части предприятий и организаций на цифровой, дистанционный, онлайн формат работы – обуславливают необходимость пересмотра государственной доктрины в сфере образования, к переходу (пусть и не полному) на цифровые механизмы деятельности.

Это становится мейнстримом современной мировой экономики. Соответственно и перед российской системой образования стоит задача с одной стороны создания открытого цифрового пространства для подготовки высококвалифицированных кадров, а с другой – сохранения индивидуальных национальных особенностей в обучении, удержании талантливой и одаренной молодежи, повышении мотивации учеников работать на благо своей Родины.

Именно такие противоречивые задачи решаются в представленном проекте. На данный момент проведен обзор актуальной литературы, монографий, научных статей, учебников и учебных пособий на тему использования цифровых технологий. Подготовлен научный задел для написания итогового отчета. Продумана логика и структура его изложения. Выделены наиболее крупные блоки исследования имеющейся проблематики проекта. Во-первых, это анализ текущей ситуации в российской системе образования. Здесь проведено исследование качественных и количественных показателей за период существования постсоветского пространства. Выявлены негативные тенденции расхождения высоких показателей человеческого капитала и низких показателей финансовой обеспеченности образовательных учреждений и их трудовых коллективов.

Во-вторых, проведено исследование глобальных трендов в системах образования зарубежных стран. Выявлена устойчивая прямая зависимость между эффективностью инновационного развития национальных экономик и масштабами цифровой модернизации образовательных систем. При этом выделены факторы успеха цифровой трансформации и сделана попытка спроецировать их на российскую действительность. В этом направлении исследования активно продолжаются. Формируется идея создания модели российского цифрового университета, которая учитывала бы как российские особенности, так и лучшие практики зарубежных стран. Конечным итогом данного направления исследования, станет выход на устойчивую совокупность институтов, обеспечивающих эффективную цифровизацию социально-экономической системы страны.

Другим важным достигнутым результатом проведенных в рамках проекта исследований является карта современных рисков цифровизации. Результаты опираются на масштабные социологические опросы персонала (всех уровней управления) образовательных организаций. Проводившиеся в Елабужском институте курсы повышения квалификации, Международный фестиваль учителей, другие научные мероприятия международного уровня, позволили наработать базу для достоверных и объективных социологических исследований. В итоге были выявлены наиболее опасные проблемы и риски цифровизации для российской системы образования и предложены первоочередные мероприятия для их снижения. Систематизация полученных данных позволила подготовить ряд научных статей для публикации в ведущих российских и зарубежных изданиях.

Кроме того, такой глубокий эмпирический анализ позволит создать Массовый открытый онлайн курс на тему цифровой экономики и наполнить его самыми актуальными и практически значимыми материалами. В ближайшее время он будет размещен на площадке дистанционного образования Казанского (Приволжского) федерального университета.

И наиболее интересный уже полученный результат командой проекта – это обоснование перехода к новому общественному укладу, очертания которого еще только формируются под воздействием цифровых технологий. Цифровые технологии на новом качественном уровне позволяют работать с информацией и знаниями, соответственно экономика получает мощный инструмент инновационного развития. При этом меняются традиционные институты: права собственности, правила конкуренции, меры государственной политики и регулирования. Это позволило обосновать роль современных транснациональных корпораций, крупнейших накопителей знаний и объектов интеллектуальной собственности, как лидеров перехода к новому общественному укладу, обусловленному цифровой революцией.

Конечно, дискуссии в команде проекта по поводу этого тезиса еще продолжаются. К примеру, существует предположение, что разрабатываемая модель цифрового университета может быть реализована как раз в формате такой транснациональной корпорации, которая с помощью своей цифровой платформы, цифровых технологий будет решать предпринимательские, научно-исследовательские, инновационные и образовательные задачи не обращая внимания на национальные границы. В таком случае для российской экономики и образования важно обеспечить развитие именно в этом направлении. И в этом случае имеются все шансы выйти в лидеры мировой экономики в новом общественном укладе.

Важно продолжить исследования. Тем более, как видно, они носят такой радикальный, судьбоносный характер для нашей страны. Команда проекта уверена в успешном завершении этапа исследований в 2020 году и искренне надеется на его продолжение в 2021 и 2022 году. Для этого предстоит отбор всех результатов, выпущенных статей, подготовка промежуточного отчета и написание заявки на будущие периоды. Все это в силах команды проекта.

Источник информации: Надежда Хамидуллина, пресс-служба Елабужского института КФУ