30 апреля 2020
Почему в современном мире важна профессия антрополога?

Сегодня мы проведем интервью с доктором исторических наук, профессором кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ, руководителем программы направления подготовки "Антропология и этнология" КФУ - Титовой Татьяной Алексеевной. Татьяна Алексеевна также является экспертом Российской Академии наук, членом Президиума Ассоциации антропологов и этнологов России, членом Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ.

- Татьяна Алексеевна, что такое этнология и почему знания об этнологии по-прежнему актуальны в современном мире?

- Говоря простыми словами, этнология или этнография, культурная (социальная) антропология – это народоведение. То есть наука, изучающая народы мира, их образ жизни. Эксперты насчитывают от 2,5 до 5 тысяч народов на земном шаре. Точное количество назвать невозможно, потому что как социальные общности - это явление живое и подвижное, одни народы появляются, другие - исчезают. Все в чем-то схожи, а в чем-то имеют различия. Сходства и различия проявляются как в духовной, социальной культуре, так и в материальной.  Меняется мир – меняются народы, их интересы, культуры, потребности, происходит деление, объединение и т.д… А что будет в будущем с народами и их культурами в широком смысле этого слова? Прогнозами на будущее в этой сфере также занимается этнология. Так что, пока существует человечество, наша наука будет актуальна и ,соответственно, востребована. 

- А как глобализационные процессы влияют на народы?

 -Процессы глобализации никому не изменить: крупные торговые сети, предприятия системы питания, массовые производители. Все это неизбежно оказывает влияние на культуру и образ жизни народов. Но в то же время идут процессы глокализации, когда люди еще и пытаются сохранить то, что составляет их ,например, историческую особенность, что близко им в силу природно-географических условий в которых они проживают. В чем-то эти два процесса противоречат друг другу, а в чем-то мирно уживаются. Можно потреблять то, что нам предлагает глобализация (пить колу и есть фаст-фуд), но в то же время готовить свой национальный плов. Каждый человек волен делать свой выбор. Нельзя насильно заставить человека придерживаться культурных традиций того народа, к которому он принадлежит.

Скажу крамольную вещь. Мы должны вписываться в те процессы, которые происходят и набирают обороты, иначе - застой, стагнация и движение назад. Безусловно, о культуре прошлых эпох мы должны знать. Но то, что ушло, - уже вчерашний день. Пример: лапти - традиционная обувь всех народов Волго-Уралья. Но мы не носим лапти, есть современная и удобная обувь. Без изменений нет движения вперед. А культура народов-это образование очень пластичное, живое, подвижное. Меняются социально-экономические условия, меняется и культура народа, его образ жизни в целом. Это нормально, это закономерно.

- Что такое гражданская идентичность о которой сегодня пишут и говорят разное…? Как она может проявляться у конкретного человека?

- Фактически это чувство принадлежности к государству, или согражданство. Мы все граждане единого государства под названием Россия. Люди часто путаются в терминах. Нация, национальность, народ ,этническая общность, этнос.... Идентичность у человека, как правило, множественна и одна другой не противоречит. Гендерная, семейная, конфессиональная, профессиональная, этническая, культурная и так далее. Я – россиянин, татарстанец, житель своего микрорайона – это тоже идентичность. Как они мешают друг другу? Никак. Гражданская не отменяет этническую. И наоборот! Согласно исследованиям, свыше 80 процентов опрошенных россиян ощущают принадлежность к российскому обществу. Такая же картина и в Татарстане. Резюмируя , скажу: народов много-страна одна!

- Татьяна Алексеевна, а чем занимаетесь Вы как профессионал, этнолог, человек , посвятивший себя научно-педагогической деятельности?

- Когда-то я себе задала себе вопрос: почему людям так важно, какой я (и любой другой человек) национальности, почему они оценивают порой представителей других национальностей с этой позиции , почему для них столь важна национальность?... Ответы на них я и мои коллеги ищем в своей деятельности. Для меня важно понять, что нужно сделать, чтобы этничность была бесконфликтной, чтобы люди мыслили позитивно в этих вопросах, как правильно вести просветительскую работу. Ибо общеизвестно, что незнание рождает конфликтогенность, а знание его снимает.

Что касается педагогической работы, мы готовим специалистов сфере межнациональных отношений на всех уровнях от бакалавриата до докторантуры. У нас я бы сказала «камерное» направление. Маленькое, но очень дружное, где царит взаимопомощь и взаимоуважение в сочетании со строгостью и дисциплиной. А еще у нас есть замечательный Этнографический музей. Он расположен в главном здании Университета на улице Кремлевской. И для нас большая честь, что большинство занятий у наших студентов проходят именно в его исторических стенах. Сама среда поглощает и обучает, приобщает и организует…

- Спасибо большое за общение!

-Взаимно!