16 апреля 2020
Эксперт Елабужского института КФУ: "В режиме самоизоляции и низком уровне "живого" общения важно правильно работать с голосовым аппаратом"

Доцент кафедры психологии Елабужского института Ольга Штерц рассказала, как режим невысокой речевой активности может сказаться на голосовом аппарате человека

Голос — это второе лицо.

Жерар Боэ

 

Живой голос, как говорится, производит гораздо больше впечатления. Пусть то, что ты читаешь, будет сильнее, но в душе глубже засядет то, что запечатлевают в ней манера говорить, лицо, облик, даже жест говорящего.

Плиний Младший

 

Ежегодно 16 апреля отмечается международный день голоса. Впервые этот праздник прошел в Бразилии в 1999 г. Россия отмечает Международный день голоса с 2006 года. Основная задача Международного дня голоса - привлечь внимание людей к оценке состояния своего голоса, разъяснение влияния вредных привычек на голос, правил его гигиены, способов предотвращения заболеваний голосового аппарата.

Голос – это совокупность звуков, производимых голосовым аппаратом человека. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки, а самое главное – говорить и петь. Именно голос определяет неповторимость человека, отражает его личность. Голос, наряду со слухом и зрением, является основным механизмом для коммуникации. С помощью интонации, тембра, высоты голоса мы выражаем наши эмоции, отношение к тому, о чем говорим. Как говорил Оноре де Бальзак: «Любовь слышится в голосе раньше, чем угадывается во взгляде».

Непосредственное живое общение людей позволяет всесторонне использовать в процессе коммуникации акустические средства общения, что способствует уменьшению вероятности искажения смысла передаваемой информации и позволяет людям лучше друг друга понять. Особенно важно непосредственное живое общение между учениками и учителем. Ученик лучше понимает содержание урока, когда учитель непосредственно, с помощью своего голоса, расставляет нужные «акценты» в изучении учебного материала, направляет внимание и деятельность ученика. Еще Макаренко А.С. писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно».

Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий (педагоги, актеры, журналисты и т.д.) во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата. Однако, в связи со сложившейся ситуацией, когда весь мир находится в режиме «самоизоляции», мы лишены «живого», социального общения друг с другом и активного использования в профессиональной деятельности голосового аппарата. Вынужденный режим речевой активности может ослабить тонус мышц гортани и как следствие привести к слабости мышц голосового аппарата. Поэтому в целях профилактики нарушений голоса мы рекомендуем:

- использовать диафрагмальное дыхание в процессе общения;

- тренировать мышцы внутриглоточной артикуляции (протяжно тянуть звук [М], со звуком «полоскать горло», запрокидывая при этом голову назад, со слегка приоткрытым ртом произносить медленно, как бы «про себя» звуки [О-У-А]);

- проводить дикционную гимнастику (десятикратное чередование произношения звука [У] и звука [И] со сложенными в трубочку губами, десятикратное чередование произношения звука [П] и звука [Б]. Оно позволяет, как смягчить голосовые связки, так и размять губы).

Богатый голос – это следствие внутреннего спокойствия и расслабленности человека. Если человек внутренне спокоен и расслаблен, у него голос будет звучать сочнее и богаче. И пусть Вас окружают волшебной музыкой голоса любимых и близких людей!

Источник информации: Штерц О.М., доцент кафедры психологии