02 апреля 2020
Вспоминая детские книги

Слава нашей книге детской! 
Переплывшей все моря! 
И особенно российской –
Начиная с Букваря!

(С. Михалков)

2 апреля - Международный день детской книги. Дата празднования Международного дня детской книги выбрана не случайно: 2 апреля - день рождения великого датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена. Он внёс свой вклад в создание детской книги. А биография его в какой-то степени напоминает сказку.

Детская книга во все времена была мощным инструментом воспитания детей. В книге была человеческая житейская мудрость, и авторы ненавязчиво, в веселой и шутливой форме пытались донести ее до нас – маленьких дошколят: правила гигиены, толерантность, честность, стремление к знаниям, любовь к ближним и природе, и много чего еще. Наверное, нет сегодня ребенка, которому не читали бы в младые годы детские книжки или, по крайней мере, устно не пересказывали сказки, легенды, были. Все мы помним до сих пор наизусть множество детских стихов и потешек. Единственное отличие – у каждой эпохи свои авторы и свои произведения. В мои детские годы, а это конец 60-х-начало 70-х запомнились произведения Акима Я., Барто А., Бианки В., Чуковского К., Маршака С., Михалкова С., многие из которых могу цитировать наизусть сейчас своему внуку. Конечно, список можно продолжить, в состав которого войдет множество других советских писателей и зарубежных авторов-сказочников.

Научившись читать, интересы, конечно, стали обширнее и разнообразнее. Велико творение Берестова В.: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать…». Вот оно счастье! Сам читаешь! И в детском саду воспитатель дает важное и ответственное поручение – прочитать книжку детям. И вот он момент детской славы: ты с гордостью читаешь, а все с восхищением тебе внимают!

Советская школа прививала любовь к книге, любовь к размышлению и анализу, а не бездумное чтение. Многие из моих современников, и мальчики, и девочки, в том числе и я, были записаны не в одну библиотеку. И это не было обременительным, чем-то мешающим учебе или другим нашим делам (мы успевали посещать и спортивные секции, и кружки Дворца пионеров). Брали книги домой, засиживались в читальном зале, а особо популярные книги выдавали по часам или нужно было записаться заранее и придти именно к этому времени. Библиотекари любили своих читателей, а мы старались с ними подружиться, чтобы тебе оставили искомую книгу. На летние каникулы, с первого класса, мы уходили с солидным списком литературы, который нужно было проштудировать за лето. Мы вели тетрадки не только по внеклассному, но и по летнему чтению, где старательно записывали, что мы прочитали. В мое время было стыдно не читать! Количество книг, прочитанных в начальной школе, просто зашкаливает. Никогда после школы не пришлось столько прочитать. И очень сожалею об этом! Любимыми авторами в сознательном детстве были: Носов Н., Гайдар А., Толстой А., Олеша Ю., Железников В., Катаев В., Томин Ю. и много-много других авторов. Особой строкой через все детство прошли книги о В.И. Ленине. О нем мы знали с самого раннего детства, а книги о детских годах Володи Ульянова были для всех образцом подражания. Любила читать Ульянову А., Алексеева С., Бонч-Бруевича В., Воскресенскую З., Кона Л. и других авторов. Они фактически были моими настольными книгами.

Время идет, но я рада, что жила в эпоху первых полетов в космос, когда ходили на демонстрации, становились октябрятами, учили торжественное обещание пионера, решали вопросы на комсомольских собраниях, старались быть честными и трудолюбивыми, и в моем детстве были именно эти книги, о которых я помню!

Читайте, дети! 

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе 
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас 
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)

Источник информации: Льдокова Г.М., доцент кафедры психологии