28 февраля 2020
Как определить научную актуальность темы: основы организации научной работы учащихся

Одной из проблем, с которой сталкивается начинающий исследователь, является выбор темы для научного исследования. Для того, чтобы претендовать на научное открытие, нужно выбрать актуальную (то есть значимую для науки и для общества), но при этом еще не изученную тему. Как же это сделать?

Первый способ, это ознакомиться со всеми (или по крайней мере основными) научными публикациями по выбранной Вами теме. После того, как Вы проработаете большой объем научной литературы, Вы сможете получить представление о том какие аспекты данной темы изучены достаточно подробно (и значит здесь открыть что-то новое вряд ли получится), а что еще ждет своего исследователя. Это основательный подход, который потребует от Вас не просто погружения в проблему, но и значительный объем затраченного времени.

Второй способ – это довериться историографам, т.е. историкам, которые изучили круг литературы по той или иной проблеме и обозначили актуальные темы для будущих научных исследований. И для первого, и для второго способа можно использовать материалы электронных научных библиотек, например www.elibrary.ru. Большая часть материалов этого сайта доступна для просмотра и скачивания абсолютно бесплатно при условии регистрации.

Третий способ, это отслеживание новинок документальных публикаций. Как правило, издатели публикуют в подобных сборниках документы из архивов, которые прежде не были известны широкому кругу исследователей. Вместе с тем, сам факт их публикации говорит о том, что они имеют научную и общественную актуальность. Вы можете стать одним из первых исследователей, кто напишет научную работу на основе этих документов.

Четвертый способ, это найти себе куратора (наставника) который мог бы стать для школьных учителей и их подопечных научным консультантом. Если у Вас уже есть своя тема, то Вы можете искать консультанта, круг исследовательских интересов которого соответствует Вашим научным интересам. Это может быть преподаватель вуза, научный сотрудник академического института или более «продвинутый» в научном плане коллега. Если научно-исследовательская работа для учителя не «разовый» проект, а одно из важнейших направлений его внеучебной работы (неважно выступает ли он сам в роли исследователя или организует исследовательскую работу школьников), то можно рассмотреть вариант получения специального образования и совершенствования своих навыков, например, в рамках магистерской программы «Современная историческая наука в преподавании истории и обществознания в школе» (подробнее о программе можно узнать здесь).

Подведем итог: для того, чтобы совершить научное открытие, требуется внимательно изучить то, что было сделано в этом направлении Вашими предшественниками или довериться тем, кто уже проделал эту работу и для кого это является основным занятием. Только так Вы сможете двигаться вперед.

В четвертой серии цикла публикаций, который появится ровно через неделю, речь пойдет об основных методах исторического исследования.

Источник информации: Альберт Валиахметов, направление «История и обществознание» ЦРК UNIVERSU M+