22 февраля 2020
Завершила работу Международная научно-практическая конференция "Школа молодых ученых-исследователей всемирного культурного наследия, посвященная 100-летию ТАССР"

22 февраля 2020 года на базе Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета завершила работу Международная научно-практическая конференция "Школа молодых ученых-исследователей всемирного культурного наследия, посвященная 100-летию ТАССР". В мероприятиях Школы приняли участие 378 студентов, магистрантов, магистров, аспирантов, молодых ученых, их научных наставников и преподавателей.

Всего в работе Школы приняли участие 108 иностранных участников из 80 стран мира – 72 участника из стран дальнего зарубежья, 36 – из ближнего зарубежья (Израиль, Турция, Индия, Китай, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Украина, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Индия, Гана, Алжир, Корея и др.).

Концепция Школы предполагала участие в качестве выступающих и модераторов мероприятий молодых ученых – науко-ориентированных студентов, магистров и магистрантов, имеющих успешный опыт научной и/или проектной деятельности. Кроме того, Школа направлена на формирование преемственности научного знания, с этой целью к участию в конференции были привлечены учащиеся лицея, гимназии и школы города Казани. Школа одновременно решает вопросы профориентации учащихся, в чем высокая заслуга принадлежит соорганизаторам конференции и активным ее участникам – сотрудникам Центра профориентации и международного сотрудничества ИМО КФУ (руководитель – Имамутдинова Альбина Марселевна) - Розе Арешевой, Эмилю Адлейба, Андрею Дураеву, волонтеру Комитета по работе с абитуриентами Исламу Шафигуллину.

Конференция предполагала организацию работы в течение трех дней, каждый из которых посвящен определенному направлению научного знания. День первый - «Международные отношения в региональном измерении»; День второй - «Молодые исследователи в изучении историко-культурного наследия региона», День третий – «Молодые исследователи в изучении традиционных и новых языковых практик».

Пленарное заседание Школы проходило в актовом зале им. Карла Фукса (ул. Лево-Булачная, 44). Открыл конференцию доктор исторических наук, профессор Раиль Фахрутдинов. С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратились вице-президент Академии наук Республики Татарстан, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, доктор экономических наук, профессор Вадим Хоменко, организатор конференции, доктор педагогических наук, профессор Флера Мухаметзянова, организатор конференции кандидат социологических наук, доцент Ольга Панченко, заместитель председателя Ассоциации молодых ученых КФУ, кандидат филологических наук, доцент Зульфия Зиннатуллина, представитель АНО «Университет талантов 2.0» Мария Ермилова, в режиме видеоприветствия - доктор психологических наук, профессор Самарского государственного социально-педагогического университета /Samara State University of social sciences and education, координатор Израильского общества кросскультурной психологии Антон Белкин (г. Тель-Авив, Израиль).

Был осуществлен публичный показ короткометражного видеофильма «100-летие ТАССР как новой эпохи в просвещении масс» (в рамках проекта ТНВ «Вехи истории»). Участники конференции обсудили исторические и культурные аспекты и последствия эпохального события образования ТАССР. С открытой лекцией «100-летие ТАССР в оценках современных историков» выступил заведующий кафедрой исторического и обществоведческого образования Института международных отношений КФУ – базовой кафедры всеобщей истории РАН доктор исторических наук, профессор Раиль Фахрутдинов.

В рамках пленарного заседания конференции с презентацией проектного опыта выступили молодые ученые: студенты ИМО КФУ – стипендиат Оксфордского фонда Софья Галанина и стипендиат программы обмена партнёрского вуза (КФУ) и университета Гиссена (Германия) Ксения Лукина с презентацией «Курс на успешность: опыт участия студентов ИМО КФУ в стипендиальных программах»; магистрант ИМО КФУ Даниель Мратхузин с проектом «Школа молодого индолога Казанского федерального университета: подготовка кадрового потенциала переводчиков с индийских языков для Республики Татарстан»; Ильдар Зиннатов, студент Казанского государственного института культуры с презентацией «Понятие «медиум» как инструмент образного мышления в современном искусстве».

В завершении пленарного часа состоялся Открытый микрофон молодого ученого.

Вторая часть первого дня конференции предполагала проведение мероприятий в форме панельных дискуссий и проектных мультисессий.

Параллельно работали две дискуссионные панели и две проектные мультисессии, представляющие собой тематические дискуссионные площадки.

На панельной дискуссии «Исторические и историографические исследования международных отношений: теория и практика» (модераторы площадки - д. п. н., профессор ИМО КФУ Мухаметзянова Флера Габдульбаровна, к. и. н., доцент ИМО КФУ Саттарова Аделя Ильхамовна) состоялась открытая лекция доктора исторических наук, профессора ИМО КФУ Хабутдинова Айдара Юрьевича «Концепции государственности мусульман Волго-Уральского региона и политико-правовой статус ТАССР в 1920-е гг.», слушатели обсудили роль и влияние ТАССР в историческом развитии Волго-Уральского региона. В рамках панельной дискуссии с презентациями опыта исследований выступили молодые ученые магистрант ИМО КФУ Рита Аминова, магистрант ИМО КФУ Марсель Мухаметзянов, аспирант кафедры общей и юридической психологии КГУ им. К.Э. Циолковского Артур Салихов (г. Калуга). Состоялась презентация проекта «Современное искусство и роль исламской культуры в развитии этнокультурного диалога», представленная практикующими специалистами ОО «Клуб татарского искусства и культуры» (руководитель канд. филол. наук Шамсутова Алсу Атласовна).

На панельной дискуссии «Современное искусство в развитии просвещения масс» (модераторы площадки - к. и. н., доцент ИМО КФУ Масалова Ольга Алексеевна, к. с. н., доцент ИМО КФУ Панченко Ольга Львовна) слушатели смогли поучаствовать в открытой лекции Ильдара Зиннатова, студента Казанского государственного института культуры на тему «Модернистская классика Френсиса Бэкона: позиция и творчество художника ХХ века», по итогам которой состоялась дискуссия о роли и значении художника и в целом современного искусства в просвещении масс, массовизации культуры и сохранении культурного наследия.

Работа проектной мультисессии «Коммуникативные стратегии в контексте татарско-индийских контактов: векторы современного дискурса» (модераторы площадки - к. и. н., доцент ИМО КФУ Мратхузина Гузель Фердинандовна, старший преподаватель ИМО КФУ Бобков Дмитрий Вячеславович, магистрант ИМО КФУ Мратхузин Даниель Саидович) состоялись мастерские и тренинги, иницированные студентами и их научными наставниками, по основным вопросам развития подготовки кадров для работы с индийскими коллегами и партнерскому обмену. Были организованы обсуждения в рамках мастер-класса «Ситуативный аспект общения с индийскими делегациями с учетом татарстанской краеведческой специфики: примеры моделирования», тренинга «Тренировочные упражнения для аудиторной работы: типология игры слов (на занятиях хинди в Высшей школе востоковедения и международных отношений КФУ)» и других выступлений студентов и магистрантов. Участники обсудили ряд важных вопросов, касающихся способов подготовки кадров, их стажировки, обмена студентами, стипендиальных программ поддержки студентов и их наставников.

В рамках работы проектной мультисессии «Студенческие проекты и стартапы в области регионоведения» (модератор к. и. н., доцент, зав. кафедрой регионоведения и евразийских исследований ИМО КФУ Каримова Луиза Каюмовна) были представлены студенческие стартапы в развитии регионоведения: «Организация и реализация проектов в форме моделей (на примере "Region Up")», «Технологии продвижения проектов в соцсетях и мессенджерах», «Популяризация регионоведения с помощью МООК». Обсуждены перспективы развития стартапов и пути участия в них студентов.

Во второй день школы 21 февраля параллельно работали несколько дискуссионных панелей.

Дискуссионная панель «Психологическая безопасность образовательной среды» (модератор к. пс. н., доцент кафедры педагогики, психологии и андрагогики ГАОУ ДПО "Институт развития образования РТ" Лушпаева Ирина Игоревна). Тема открытой лекции к. пс. н. И. И. Лушпаевой «Психологическая безопасность образовательной среды: "Мониторинг оценки качества проектирования"» вызвала широкую дискуссию среди участников площадки. В рамках дискуссии были также обсуждены вопросы перспектив изменения психологии современного человека в условиях роста цифровизации общества.

Дискуссионная панель «Субъектность молодого ученого в развитии историко-культурного пространства региона» (модератор площадки - д. п. н., профессор ИМО КФУ Мухаметзянова Флера Габдульбаровна) была посвящена обсуждению вопросов становления и развития субъектности ученого и студента, путям и формам ее развития в современном университете.

 В рамках дискуссионной панели «Цифровизация как трансформация среды обитания человека постсовременности» (модераторы площадки - к. с. н., доцент ИМО КФУ Панченко Ольга Львовна, к. пс. н., магистрант ИМО КФУ Степашкина Валерия Александровна) состоялась презентация проекта «Разработка сайта-агрегатора для науко-ориентированной студенческой молодежи». Проект представили к. с. н., доцент ИМО КФУ Ольга Панченко, студент лицея-интерната КФУ Николай Ниневский. Состоялся интерактив в форме он-лайн опроса участников площадки, были обсуждены и проанализированы полученные результаты экспресс-опроса.

Мастерская-мультисессия «Цифровые технологии в туризме» (модераторы площадки к. с. н., доцент ИМО КФУ Панченко Ольга Львовна, к. пс. н., доцент кафедры педагогики, психологии и андрагогики ГАОУ ДПО "Институт развития образования РТ" Лушпаева Ирина Игоревна) была посвящена обсуждению проектов молодых ученых. В рамках дискуссионной площадки выступили международные участники конференции - преподаватель, аспирант Бухарского государственного медицинского института Шигабутдинова Дина Ясавиевна, магистрант ИПО КФУ Рам Чандра, магистранты ИМО КФУ. Состоялся продуктивный обмен мнениями и международным исследовательским опытом.

Дискуссионная панель «Я выбираю классический университет: мои ожидания и возможности» (модераторы - к. и. н., доцент ИМО КФУ Тухватуллин Айрат Халитович, специалист по УМР Центра профориентационной работы и международного сотрудничества Арешева Роза Сергеевна) привлекла внимание студентов, магистрантов и учащихся школ Казани. В ходе мероприятия прошла презентация образовательных программ Института международных отношений КФУ для учеников старших классов МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района г. Казани. Будущие абитуриенты узнали о направлениях подготовки Института, возможностях международных стажировок, а также о правилах приема в вуз в 2020 году. Институт международных отношений представили профессор кафедры исторического и обществоведческого образования КФУ Флёра Мухаметзянова, заведующий кафедрой исторического и обществоведческого образования КФУ – базовой кафедры всеобщей истории РАН Раиль Фахрутдинов, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования КФУ – базовой кафедры всеобщей истории РАН Айрат Тухватуллин, специалисты Центра профориентационной работы и международного сотрудничества ИМО КФУ Роза Арешева, Эмиль Адлейба и Андрей Дураев, волонтер Комитета по работе с абитуриентами Ислам Шафигуллин.

Источник информации: О.Панченко, Ф.Мухаметзянова, Р.Арешева, фото Э.Адлейба, А.Дураев