12 февраля 2020
Не бывает науки взрослой и науки детской: об основах организации научной работы рассказал доцент КФУ

Февраль-март – это традиционное время проведения школьных научных конференций. Руководитель направления «История и обществознание» ЦРК UNIVERSUM+ кандидат исторических наук Альберт Валиахметов представляет серию публикаций об основах организации научной работы в школе и подготовке учащихся к исследовательским конференциям.

Сегодня – первая публикация цикла.       

Более 10 лет я являюсь председателем жюри секций «История и обществознание»  школьных научно-исследовательских конференций. За это время довелось увидеть работы самого разного уровня: от реферативных до творческих и оригинальных. К сожалению, практически каждый год приходится сталкиваться с одними и теми же ошибками, которые совершают учащиеся (и их научные руководители) при проведении своего исследования, оформлении результатов и в ходе выступления на самой конференции.

Сегодня мне бы хотелось обобщить свой опыт и поделиться с Вами, уважаемые школьники и уважаемые учителя, базовыми рекомендациями по организации и проведению научно-исследовательской работы в школе.

На начало этого цикла публикаций меня вдохновила одна простая истина: «не бывает науки взрослой и науки детской». Наука даёт шанс проявить себя каждому, кто обладает предварительной подготовкой, жаждой к знаниям, стремлением делать новые открытия, трудолюбием и самоотверженностью. Однако с другой стороны, она предъявляет особые требования к исследователю. В науке действуют единые и универсальные критерии вне зависимости от возраста, языка, уровня образования. В этой связи, на исследователя возлагается особая ответственность.

В первой публикации цикла хотелось бы рассмотреть основные отличия реферата (даже самого лучшего, хорошо составленного!) от исследовательской работы. Реферат предполагает компиляцию (то есть соединение в единое целое) из нескольких источников информации (не путать с историческими источниками). При написании реферата используется учебная, справочная, энциклопедическая литература (включая Интернет-ресурсы), а в некоторых случаях – научные статьи и монографии.

Однако все это, даже собранное воедино и грамотно оформленное будет представлять собой по сути дела пересказ уже известного, а это – не наука. Использование научных статей и монографий в исследовании допустимо и даже необходимо, но лишь для того, чтобы показать, как заявленные в исследовании проблемы пытались разрешить предшественники автора исследования. Их следует охарактеризовать во введении, но для основной части работы, для её содержания потребуется материал, раскрывающий личный вклад автора в получение нового знания или новой методики (технологии) исследования. В этом будет заключаться новизна исследования.

При этом, полученное новое знание должно быть значимо не только для самого автора, но и для общества в целом – в этом будет заключаться актуальность исследования.

Своего рода «высший пилотаж» в исследовательской работе – получение новой методики (технологии) исследования, которая может быть использована при решении всех аналогичных научных проблем.

Сделать научное открытие с «первого шага» в науке – трудная задача. Однако стремится к этому нужно, а для этого следует соблюдать определенные нормы и правила.

Во второй серии цикла публикаций, который появится ровно через неделю, речь пойдет об ошибках при выборе и формулировании темы исследовательской работы и о    том как их избежать.

 

Источник информации: Альберт Валиахметов, направление «История и обществознание» ЦРК UNIVERSUM+