20 ноября 2019
В Елабужском институте КФУ начал работу Всероссийский форум работников дошкольного образования

Его участниками стали более двухсот специалистов дошкольного образования со всей страны

II Всероссийский форум «Современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования» проводится с целью подробного ознакомления работников дошкольного образования с современными требованиями к образовательному процессу, а также с целью вовлечения в реализацию полилингвального обучения. В мероприятии принимают участие более двухсот человек, среди которых воспитатели, заведующие детскими садами, специалисты управления образования, представители Министерства образования и науки Республики Татарстан, иностранные гости, преподаватели вузов.

Почетными гостями форума стали ведущий советник дошкольного отдела Министерства образования и науки Республики Татарстан Йолдыз Хисамиева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией развития речи и творческих способностей Учреждения РАО Оксана Ушакова и доктор педагогических наук, профессор университета Берлина Кючуков Христо Славов.

Впервые в этом году в работе форума приняла участие главный редактор федерального журнала для родителей и педагогов «Дошкольный мир» Ирина Бесчаскина. Коллектив журнала в рамках работы форума представил выставку методических пособий для работы с дошколятами.

С приветственным словом к участникам форума обратился заместитель директора по научной деятельности Ринат Ибатуллин. «Добрый день, дорогие участники нашего форума! Я рад приветствовать Вас в стенах здания нашего Елабужского института КФУ. Сегодня современное российское общество характеризуется рядом значительных тенденций, в первую очередь к ним относится создание облика нового россиянина. Это означает формирование личности детей раннего и дошкольного возраста. Данный процесс уникален, так как личность современного ребенка формируется в цифровом поликультурном пространстве, а сам ребенок относится к поколению Z. К таким реализациям относят проект создания сети полилингвальных образовательных комплексов с обучением на русском, татарском и английском языках. В состав этих комплексов входят школы и, конечно, детские сады. Наш форум собрал талантливых и творческих педагогов, готовых отвечать на такие вызовы», - подчеркнул Ринат Ривкатович.

Ринат Ибатуллин также отметил, что в стенах Елабужского института сегодня успешно реализуются образовательные проекты для дошкольников. Среди них «Детский университет», «КФУмники», «ЦифроЛето», «ИнтелЛето» и не только. В рамках программы бакалавриата ведется подготовка кадров по трем направлениям: педагогическое образование с двумя профилями (Дошкольное образование, Английский язык (очнo)), педагогическое образование с двумя профилями (Родной язык и литература, Дошкольное образование (заочнo)), а также педагогическое образование (Дошкольное образование (заочно)). Действует программа магистратуры «Управление дошкольной образовательной организацией». Кроме этого, для слушателей доступны курсы повышения квалификации по темам: «Легоконструирование и основы робототехники как средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста» и «Создание развивающей среды дошкольного образовательного пространства для реализации полилингвального образования».

В рамках пленарной части участники-спикеры рассказали о процессе формировании толерантного сознания дошкольника в условиях поликультурного образовательного пространства, о воспитании у дошкольников ценностного отношения к родному языку, о формировании представлений о языковой картине мира в дошкольном детстве, об инновационных подходах в формировании полилингвальной культуры дошкольника. Одним из интересных и актуальных на сегодня исследований является труд доктора педагогических наук, профессора, ведущего специалиста в области билингвального образования мирового уровня, работника университета Берлина (Германия) Кючуков Христо Славова на тему «Ментальные особенности языковой культуры народов мира». «Я работаю в области раннего билингвизма, где маленькие дети усваивают одновременно два или три языка, и имею дело с такими языками, которые находятся в меньшинстве. Я хочу показать, что для развития ребенка родной язык очень важен, нам нужно воспитывать любовь к родному языку, сохранять его и развивать. Поэтому я и приехал в Татарстан, чтобы сделать исследование с татарскими детьми и увидеть, насколько они знают татарский язык. В эпоху глобализации мы видим, как мир «расширяется» и внимание обращается только к большим языкам, например, к английскому, испанскому, немецкому, а такие маленькие языки, как татарский или башкирский в каком-то смысле являются незамеченными. Я бы хотел показать, что такие маленькие языки тоже очень важны», - подчеркнул спикер.

По окончании пленарного заседания участники мероприятия разделились на аудиторные группы, где им представилась возможность глубже раскрыть заявленные темы своих работ и обсудить актуальные вопросы языковой картины мира дошкольника. Кандидат педагогических наук, научный руководитель Международных лабораторий с распределенным участием, ответственный секретарь Правления Международного методсовета по вопросам многоязычия и межкультурной коммуникации Екатерина Кудрявцева затронула вопрос обзора инновационных продуктов для ДОО международных сетевых лабораторий Елабужского института КФУ. Научный руководитель представила аудитории технические разработки, подробно рассказала об их функциональных возможностях и представила их необходимость в XXI веке технологий.

Продолжился форум работой мастер-классов. Здесь были проведены игровые тренинги на развитие навыков эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей, детское конструирование в развитие технического и творческого потенциала дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО, практические занятия по изготовлению куклы-оберега, использованию аквагрима для развития творческих особенностей у детей с ОВЗ, по изучению использования интерактивного планшета в индивидуальной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и другие.

Первый день II Всероссийского форума работников дошкольного образования «Современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования» завершился работой очного тура Республиканского конкурса инновационных образовательных ресурсов «Калейдоскоп педагогического мастерства». Победителям были вручены памятные призы и дипломы, а участникам – сертификаты об участии.

Отметим, работа форума продолжится и завтра. Участникам будут представлены лучшие практики базовых экспериментальных детских садов Елабуги и Набережных Челнов.

ПРОТОКОЛ проведения VI Республиканского конкурса инновационных образовательных ресурсов «Калейдоскоп педагогического мастерства» в рамках проведенного II ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ