Сегодня в здании Академии наук Республики Татарстан начал работу образовательный форум «Актуальные вопросы российского гуманитарного образования» (Всероссийское совещание Ассоциации учителей истории и обществознания, III съезд учителей истории и обществознания Республики Татарстан).
Открыл форум академик РАН председатель Ассоциации учителей истории и обществознания Александр Оганович Чубарьян. В приветственной речи он подчеркнул, что история формирует идентичность и мировоззрение людей. Сегодня формирование идентичности – это национальная проблема не только России, но и других стран мира.
Премьер-министр Республики Татарстан Алексей Валерьевич Песошин, передавая приветствие от имени Президента Республики Татарстан Р.Н.Миннеханова, обратил внимание на то, что Казанский федеральный университет в последние годы стал одним из лучших в России и он существенно улучшил свои позиции и в предметном рейтинге «история и обществознание».
Министр просвещения России Ольга Юрьевна Васильева обратила внимание участников форума на то, что образование в нашей стране связано с достижением двух главных целей:
1) глобальная конкурентоспособность в мире;
2) гуманизация образовательного процесса.
Из этих целей вытекает 10 федеральных проектов, в том числе и проект «Образование».
В условиях апробации ФГОС, отметила О.Ю.Васильева, обнаружились недостатки, связанные с отсутствием требований к результатам образования. В связи с этим возникла необходимость в совершенствовании историко-культурного стандарта. Кроме всего прочего, в нём должно найти отражение развитие правосознания детей. Сегодня – это дети, завтра – народ, - перефразировала министр просвещения цитату Сергея Михалкова. Главная наша задача – воспитать гражданина и патриота. Стандарт – это базис, учитель – ключевая фигура образовательного процесса. Для того чтобы воспитать гражданина и патриота, подчеркнула О.Ю.Васильева, нужны точки опоры.
Такими точками сейчас, как и раньше, все считают стандарт и учителя. При этом министр просвещения вспомнила слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Наверно, Архимед имел ввиду не только стандарт (базис) или учителя, но и что-то другое?
Сумеют ли историки (академики, чиновники, учителя-практики) найти правильные точки опоры – покажет время.