15 ноября 2019
Воспитание человека через ремесло

С 12 ноября в Центре Эрмитаж – Казань начался ноябрьский цикл лекций приглашенных научных сотрудников Государственного Эрмитажа, посвященных 100-летию со дня открытия Баухауз (государственной высшей школы строительства и художественного конструирования), ставшего центром художественной жизни с 1919 по 1933 г., главой и идеологом которого был Вальтер Гропиус (1883-1969).

13 ноября студенты-культурологи II курса (гр. 830) вместе со своим преподавателем, доцентом кафедры всемирного культурного наследия Соловьевой Е.Г. побывали на лекции в Центре Эрмитаж – Казань на тему «Воспитание нового человека через ремесло», которую прочитал лектор Государственного Эрмитажа П. В. Дейнека. На лекции была затронута тема творчества школы «Баухауз, который собрал под своей крышей выдающихся  архитекторов, живописцев, ремесленников и теоретиков искусства из разных стран, многие из которых остались в истории как самостоятельные величины: Василий Кандинский, Пауль Клее, немецкий и швейцарский художник, Иоханнес Иттен, швейцарский художник, Вальтер Гропиус, немецкий архитектор и многие другие.  С этой школой сотрудничали художники из Голландии, Франции, СССР, Японии.

Одна из основных идей школы «Баухауз» - открытость и единство искусства и практики, взаимодействие искусства и технологии. Художник и ремесленник, проектировщик и строитель становятся одним лицом, создающим новую реальность, современную среду обитания. Так формировался новый тип художника – ремесленник, который создает только рукотворные формы, как творили в средневековые времена. Техническая и художественная формы сливались в органическом единстве.

Как пример школы «Баухауз» П. В. Дейнека приводит Братство Прерафаэлитов, которое также выбрало целью своего творчества отход от канонов современного им искусства, стремление его реформировать. Самыми известными представителями этой школы были Ульям Моррис, внесший неоценимый вклад в развитие художественной промышленности Англии  и Данте Габриэль Россети. Моррис показал образцы высокого художественного понимания эстетической роли орнамента. В моррисовских обоях гармонично сочеталось разнообразие орнаментальных мотивов с чувством единства и порядка. Они до сих пор производятся и пользуются большим спросом и в наши дни.

Как видим, начало ХХ века было временем не только больших социально-политических перемен, но и революции в промышленной эстетике. Эстетической концепцией школы Баухауз становится строгость, простота и удобство.

Когда нацизм в начале 1930-х свернул работу Баухауз, десятки выпускников вместе с бывшим директором Ханнесом Майером отправились в СССР в качестве иностранных специалистов.

Миф о Баухаузе продолжает жить, а его история служит образцом новаторства и объединения лучших творцов вокруг высокой идеи.

Источник информации: Катиркина Н., Соловьева Е.Г.