Более 50 ученых стали участниками научной конференции «Воспитательный потенциал семейного чтения в эпоху цифровизации и глобализации»
Эпоха цифровизации вызвала снижение интереса к гуманитарным наукам в целом и, в частности, снижение интереса к чтению и работе с книгой. Для обсуждения актуальных вопросов чтения в Елабужский институт КФУ прибыли научные работники, молодые ученые, работники сферы культуры и просвещения, библиотекари из разных уголков России и мира. С докладами в ходе конференции выступают ученые из Чехии, Германии, Хорватии и Белоруссии.
Стоит отметить, что Елабужский институт КФУ уже несколько лет активно ведет исследования проблем детского и подросткового чтения. Основные направления: «Трансформация чтения в эпоху цифровизации» и «Литературная педагогика как средство формирования исследовательской культуры обучающихся». Работа ведется в коллаборации с коллегами Армянского государственного педагогического университета им.Абовяна, Западночешского университета, Университета им.Мартина-Лютера (Германия), Государственного университета им.Ферриса (США), Университета Ставангера (Норвегия), Утрехтского университета (Голландия).
«Мы понимаем, насколько зависит нравственность нашего общества от того, как много мы читаем, что мы читаем и как мы читаем, - отмечает профессор Елабужского института КФУ Анатолий Разживин. - Поэтому решили организовать конференцию, чтобы обменяться теоретическими наработками с учеными, профессорами, услышать опыт педагогов. В секциях и мастер-классах будут работать и студенты, которые обучаются по педагогическому направлению».
Пленарное заседание секции открыло выступление заведующей кафедрой педагогики, доцента Елабужского института КФУ Ольги Шатуновой. Она представила участникам конференции результаты исследования преподавателей вуза, основанные на данных опроса молодежи Татарстана по проблеме семейного чтения. Спикер отметила, что в республике проживают более 170 народов и чтение служит основой сохранения национально-культурной идентичности. Важным было выяснить мотивацию респондентов – с какой целью они приступают к чтению.
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов Светлана Петрова поделилась опытом работы в сфере книгоиздания. Она отметила, что в 2015 году, который в России был объявлен годом Литературы, несколько возросла читательская активность жителей страны, однако в целом отмечается тенденция к спаду. Из приведенной статистики стало ясно, что каждый второй россиянин сейчас не читает книги.
Данные о читательской активности в Белоруссии представила заведующая отделом Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук Людмила Авгуль. Спикер презентовала коллегам результаты социогуманитарного исследования, проведенного совместно с институтом социологии. Отвечая на вопрос о наличии государственных программ по поддержке чтения, Людмила Анатольевна отметила, что специальных законопроектов нет, но национальная библиотека стала одним из ключевых символов Белорусии.
Доктор педагогических наук Елена Галицких, на конференции подчеркнула особую значимость роли бабушки в воспитании внуков. Автор отметила, что в современном мире изменился социальный статус прародителей: они значительно помолодели, большинство имеет высшее образование. «Это неслучайно. Ведь каждая из них готова вкладывать свой интеллектуальный потенциал в развитие и воспитание внуков. Безусловно, этот потенциал поможет раскрыть и семейное чтение. Как показывает практика, в читающей семье подрастающее поколение уже не представляет своей жизни без книг», - подчеркнула спикер.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета Ирина Брякова обозначила составляющие креативной компетентности педагога, необходимые в формировании связи «Учитель-ученик». Ведь большую роль в привитии любви к чтению играет «значимый взрослый».
Отметим, в ходе международной конференции в Елабужском институте организована работа тематических секций и мастер-классов. Коснутся они инновационных подходов к изучению книг, сохранения этнокультурной идентичности личности, актуальных проблем психолого-педагогической поддержки семейного, детского, юношеского чтения и не только.
Итогами двухдневной работы форума станут обсуждение результатов исследований по актуальным проблемам чтения, обобщение и трансляция опыта по сохранению традиций семейного чтения, содействие популяризации детского и юношеского чтения в условиях цифрового общества. Студенты вуза получат новые теоретические знания и опыт практической деятельности в мастер-классах, которые принесут им пользу как будущим педагогам и родителям. Конференция укрепит и расширит сферу сетевого взаимодействиями вузов и школ.