19 августа 2019
День черных котов вместе с Елабужским институтом КФУ и онлайн-школой "Место"

Научный руководитель международных сетевых лабораторий института и педагог онлайн-школы "Место" Екатерина Кудрявцева провела вебинар

Его участниками стали более 150 педагогов из разных уголков мира. Вебинар коснулся … черных котах, белых воронах и позитивизации восприятия окружающего мира, возможной только при системном подходе, видении всех вариантов решений и допуске различных точек зрения на события.

Но начнем с начала. Какие эмоции у вас вызывает черный цвет? Если жить в ситуации стресса, клиширующего наше мышление, загоняющего его в рамки стереотипов и делающего нас легко манипулируемыми (ведь именно такова цель тех, кто создает для нас ситуацию стресса и давления), - то черный - однозначно цвет печали и траура.

Каков он для подростков-билингвов с не заклишированным сознанием, с опытом быта и бытия меж двух миров? Вот ответ девочки из Англии: "Это цвет тайны, загадки, бесконечности космоса и ночи. Это цвет, объединяющий в себе все остальные цвета и потому положительный." Мальчик из Португалии: "Цвет возможностей. Просто пока мы о них не знаем и не можем выбрать. Цвет начала и бесконечности".

После этого смотрим на "Черный квадрат". С оговоркой о его истории - намного более древней, чем варианты картин Казимира Малевича. Мы говорим о роли времени и пространства (местоположение, открытое или замкнутое окружение, перегруженное или свободное пространство), точки зрения и позиции личности в отношении рассматриваемого объекта (наравне, выше или ниже; возможности перевернуть в уме или реальности...), эмоциях и состояниях восприятия (ожиданиях и неожиданности, приятном и неприятном прошлом опыте, физической и эмоциональной нагрузке как контекстах восприятия). Мы говорим о том - КАК и ЗАЧЕМ, из чего рождается ЧТО. Рассматриваем размер рамы и ее глубину. Соизмеряем белый цвет и черный на картине Малевича (Белый - это рамка, паспарту или фон? Если рамка, то черное и белое - равны по размеру. И это полностью отвечает субъективному стремлению человека к равенству, если не преобладанию белого в его судьбе). Узнаем, что белый фон больше, шире, но плоскостнее и поверхностнее черного квадрата, а черный квадрат - глубже, как бесконечный коридор). Задаемся вопросом: позитивен ли или просто бесцветен белый цвет? Удобен для не мыслящего, не думающего, не наблюдающего человека. Черный же - цвет мыслителей (тут в уме у всех одновременно возникает образ одежды магистров, профессоров, монахов и звездочетов...)

Шаг дальше - что вокруг нас может быть черным? Какие слова с корнем –«черн»- мы знаем в русском языке? Как собрать их в группы (по каким признакам их можно объединить?) и как эти группы связаны между собой - какая семантика превалирует? Мы вспоминаем чернозем, чернорабочего, черновики (во всем семантика начала, подготовки к главному, но без которой главное не состоится); чернорабочего, чернь, черный ход (что-то грязное, антоним высокому и светлому, но также необходимое - иначе работа встанет и жизнь остановится, дома будут загрязнены); чёрный язык, черную дыру (тайна, страх и тяга к неведомому)... Списки можно продолжить до бесконечности. Главное - мы убедились, что наше первое, неклишированное и вне стереотипов мнение о черном цвете как цвете начала, азов, тайны - верно.

И наконец, выходим на финишную прямую - говоря о черных котах. Узнаем, что в Англии черный кот приносит удачу, а в России беду. И понимаем, что истина - где-то между. Скорее всего, в нас самих. В тех, кто способен сам внимательно смотреть на мир вокруг и принимать свои решения, неся за них полную ответственность.

Это - фрагмент занятия "Черные коты в русской несоветской литературе. 1950е гг." курса "Классика, которой ... нет" (блок "Экзистенциальное чтение"), предложенного бесплатно сегодня почти 150 слушателей из более чем 30 стран мира.

https://zoom.us/recording/play/yr3RSHUaC_M3mLxIaSDAxiqdQhl_HBCjQyPg5QQxDvwBnET8JZr2hA_yyw6ecBFc?continueMode=true