05 августа 2019
Что значит качество образования?

Что значит качество образования? Вопрос, можно сказать, в последние годы приобрёл риторический смысл. С одной стороны, все занимаются качеством (разрабатывают индикаторы, показатели, методики и технологии), с другой стороны, никто вразумительно не может на него ответить. Всё дело в том, что для одних это понятие ассоциируется с грамотностью, для других с готовностью выпускника включиться в профессиональную деятельность, для третьих это комфортная (психологическая, этнокультурная, развивающая или цифровая) среда, а для кого-то это ощущение счастья в детском саду, школе, университете и в жизни.

Последнее больше характерно для скандинавских стран (Норвегии, Швеции, Дании). Стараются быть похожими на них Финляндия и многие другие европейские страны.

Но не все обращают внимание на уникальность Норвегии. В этой стране ценностным является независимость личности, семьи и страны. Причем независимость на грани одиночества (одиночества счастливого и безмятежного). Не зря норвежцы говорят, хороший сосед тот, которого не видно, или тот, который живет на другом берегу озера. Для населения страны (чуть более 5-ти млн человек) не надо много школ и университетов. Поэтому их нет во многих населенных пунктах, но есть хорошее бесплатное транспортное сообщение. Образование, как и здравоохранение, бесплатное и максимально обеспеченное на уровне мировых стандартов. Ведущей технологией обучения является No stress – технология, то есть технология, не вызывающая напряжения, стресса. В воспитании заметна подчеркнутая гендерная толерантность – детям запрещено говорить, кто они: девочки или мальчики. Они сами определятся, кем они себя осознают. До седьмого класса детям не рекомендуется ставить оценки, после 16 лет им лучше жить независимо (не с родителями и на свои деньги) и т.д. Хотя по религиозной принадлежности норвежцы – католики, лютеране, но о церкви вспоминают чаще тогда, когда надо зафиксировать рождение или смерть. Поэтому образование имеет открытый, светский и толерантный характер.

Конечно, большую роль в развитии такого образования играют политика, экономика и культура. Например, король Норвегии считает, что высшее образование не должно быть всеобщим и его там получают менее половины выпускников школ, но оно интегрировано с экономикой и социально-культурной сферой. Норвегия сравнительно недавно получила независимость (сначала от Дании, потом Швеции, затем от Германии) и ее возрождение было связано с возрождением языка, культуры, экономики. Норвегия пока сидит на нефтяной игле, доходы от нефти и рыбного промысла обеспечили этой стране баснословные доходы. Уровень жизни всех людей (благодаря социально-демократическому правительству) стремительно повысился, сейчас им даже неудобно получать такие большие деньги. А что покупать, говорят они, ведь всё уже есть (машины, квартиры, яхты, загородные и зарубежные виллы, кругосветные круизы) и для такой жизни не требуется образования, карьеры и т.д. В Норвегии два государственных языка – старый и новый норвежский, но говорят все по-английски. Норвежский язык пережил и до сих пор переживает влияние датского, шведского, немецкого, английского. С точки зрения культуры, значимым является ощущение себя скандинавом (с героическим и культурным прошлым этой страны – воиственными викингами, отважными мореплавателями, гениальными музыкантами, художниками). При этом, если спросить их, кто такой норвежец, они с улыбкой говорят, это русский скандинав, швед – это немецкий скандинав, а финн – это вообще не скандинав. В национальной культуре Норвегии жива память об Александре Невском, побившем немцев, о Петре Великом, одержавшем победу над шведами. И те, и другие были покорителями Норвегии. Официально считается, что освободиться от фашисткой Германии Норвегии помогла Великобритания, но простые норвежцы до сих пор помнят, что настоящие бои у берегов этой страны вели русские моряки. Многие из них героически погибли, память о них до сих пор жива.

Норвежцы, согласно исследованиям, проведенным в Дании, самые счастливые люди в мире. И простые норвежцы от этой оценки не отказываются: у них всё есть: самая красивая природа, самая чистая вода, фантастически свежий воздух, комфортный климат, высокий уровень жизни и главное – независимость (национальная, экономическая, культурная и др.).

Можно ли скопировать такую модель образования? Наверно, это уже другой риторический вопрос. Но многие пытаются копировать, не учитывая многих факторов политического, экономического, национально-культурного и даже географического и демографического характера.

Источник информации: Валерьян Габдулхаков